Для проведения реформы такси был принят закон № 580-ФЗ, вступивший в действие с 01.09.2023, будет актуален до 01.03.2029. В связи с этим таксистами могут работать самозанятые, прошедшие регистрацию как плательщики налога на профессиональную деятельность. Единственное условие — заключение договора с агрегатором для получения заказов. Ответственность такая же, как у юридических лиц и ИП, требуется установка на авто тахографа или ведение журнала учета времени работы и отдыха в соответствии с требованиями постановление Правительства № 908-ФЗ.
Какие нормы рабочего времени таксистов
При пятидневке еженедельно можно работать 40 часов, ежедневно 8 часов. Если это правило невозможно соблюсти, ведется суммированный учет, однако запрещено превышать норму, установленную на месяц. Согласно требованиям п. 26.2 ПДД продолжительность ежедневной работы 10 часов, можно добавить 2 часа при необходимости завершить заказ.
Время работы разрешено делить на части при условии, что до первого перерыва не проходит более 5-и часов. Продолжительность всех перерывов не должно превышать 5 часов.
Рабочее время — это:
- управление машиной;
- перерывы;
- время без управления.
Время без управления ТС-это
- прохождение медосмотров до/после рейса;
- технический контроль авто;
- ожидание заказов;
- стоянка при посадке/высадке;
- время, использованное для устранения неисправностей;
- заполнение журналов учета заказов и времени.
Продолжительность отдыха установлена п. 26.1 ПДД (от 45-и минут через 4,5 часов вождения). При делении на части продолжительность первой от 15-и минут, последней от получаса. Если таксист работает на пятидневке, за неделю нужно отдыхать до 45-и часов. При использовании суммированного учета следует ориентироваться на п. 26.3 ПДД (9-11 часов ежедневно, 45 часов еженедельно).
Время управление водителя установлено п. 26.2 ПДД:
- 9 часов за сутки с отсчетом времени от момента окончания отдыха (2 раза в неделю срок можно продлевать до 10-и часов);
- 56 часов еженедельно;
- 90 часов за 2 недели.
Для учета можно использовать тахограф, при его отсутствии необходимо заполнять бумажный журнал. Перечень реквизитов и обязательных данных установлен в пунктах 4-7 постановления № 908. Обязательно заверение каждой записи подписью.
Тахограф удобнее, но требует дополнительных затрат, ведение журнала затратное по времени, выгодное финансово.
Как заполнять журнал учета рабочего времени
Журнал необходимо прошить, страницы пронумеровать, указать количество страниц, заверить подписью. На обложке (первой странице) указывается ФИО, регистрационный номер у агрегатора, информация о разрешении на работу.
Обязательные данные журнала рабочего времени таксистов формы 2024 :
- номер регистрации авто (в начале дня, до начала исполнения заказов);
- дата, время начала ежедневной работы;
- продолжительность управления (выполнения заказов);
- начало/окончание перерывов (если рабочий день раздельный);
- время между заказами (не считается отдыхом);
- дата, время, продолжительность управления по окончании дня;
- дата, время, продолжительность ежедневного/еженедельного отдыха (вносится до начала работы);
- суммарное время выполнения заказов;
- суммарная продолжительность вождения в последний день рабочей недели, в течение 2-х последних недель;
Некоторые проблемы может создать фиксация начала/окончания работы и отдыха. Оптимальный вариант — соблюдать хронологию событий.
Главное отличие журнала от тахографа — время управления приравнивается к продолжительности исполнения заказа, продлевается из-за остановок на светофорах, пробок.
Как упростить заполнение журнала рабочего времени 2024 г
Заполнение затратное по времени, так как необходимо фиксировать каждый заказ. Однако в п. 7 Постановления № 908 указано, что эти данные можно в журнале не указывать. При таком подходе рабочее время равно продолжительности управления. Такой подход оправдан при восьмичасовой пятидневной работе, нормативы по продолжительности работы и отдыха не нарушаются.
При десятичасовом рабочем дне для соблюдения требований нормативов нужно заполнять все. Процедура кажется сложной лишь на первый взгляд. Временные затраты сократятся, если постараться точно запомнить моменты внесения данных.
Преимущества, недостатки самозанятости таксистов
К плюсам можно отнести приоритет при распределении заказов, официальный доход, перевод заработанных денег без посредников, возможность совмещения в другой работой. Минусы — ограничение размера дохода, отсутствие пенсионного стажа.
Это очевидные достоинства и недостатки, самые существенные отмечаются в отзывах. Пользователи сети интернет считают, что нововведение небезопасное, неэкономичное. Многие думают, что уменьшится количество машин в таксопарках, повысится стоимость услуги. Водители, не соответствующие новым правилам (судимые, мигранты), превратятся в «бомбил», в результате увеличится количество старых машин, тяжких уголовных преступлений. Бесконтрольность усложнит поиск.
Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.