Правильный выбор тонировки для автомобиля является важным решением, как с точки зрения комфорта, так и соответствия законодательным нормам. В данной статье мы подробно рассмотрим различные виды тонировки по светопропускаемости, их цветовые вариации, особенности в зависимости от расположения стекол.
Нормативные требования к светопропускаемости тонировки
Согласно действующему в 2025 году техническому регламенту и ГОСТ 33997-2016, существуют строгие требования к светопропускаемости автомобильных стекол:- Лобовое стекло:
— Светопропускаемость должна быть не менее 75%
— Передние боковые стекла: светопропускаемость не менее 70%
— Задние стекла: ограничений не установлено при наличии наружных зеркал заднего вида с обеих сторон
Для бронированных автомобилей нормативы немного смягчены — светопропускаемость лобового и передних боковых стекол может составлять 60%.
Следует отметить, что материал тонировки не должен искажать восприятие красного, желтого, зеленого, голубого и белого цвета. Это критически важно для обеспечения безопасности дорожного движения.
Виды тонировки по расположению стекол
Круговая тонировка предполагает оклейку пленкой всех стекол автомобиля: лобового, заднего и боковых. Данный вид тонировки имеет ряд преимуществ:
— Комплексная защита от ультрафиолетового излучения
— Снижение нагрева салона в жаркую погоду
— Защита обивки и пластиковых деталей от выгорания
— Эстетичный внешний вид автомобиля
— Увеличение приватности в салоне
Однако при использовании круговой тонировки необходимо строго соблюдать нормативы светопропускаемости для лобового стекла и передних боковых стекол.
Тонировка передних стекол включает в себя ветровое (лобовое) и передние боковые стекла. Для соответствия законодательным нормам применяются следующие решения.
- Частичная тонировка лобового стекла — полоса шириной не более 15 см в верхней части стекла.
- Атермальная тонировка — специальные прозрачные или слабоокрашенные пленки с высокой светопропускаемостью (70-90%), которые при этом эффективно задерживают инфракрасное излучение.
- Съемная тонировка — пленки на статической основе или шторки, которые можно при необходимости снять.
Основное преимущество тонировки передних стекол — защита водителя и переднего пассажира от яркого солнечного света без нарушения видимости ситуации на дороге.
Тонировка задних стекол (задние боковые и заднее стекло) законодательно не ограничена при наличии наружных зеркал заднего вида. Это позволяет использовать пленки с любой степенью светопропускаемости, включая полностью темные варианты.
Преимущества тонировки задних стекол:
— Высокий уровень приватности для пассажиров
— Защита от солнечных лучей
— Сохранение комфортной температуры в салоне
— Защита детей и задних пассажиров от УФ — излучения
— Возможность выбора различных степеней затемнения и цвета
При установке тонировки на заднее стекло особенно важно обеспечить отсутствие пузырей и качественную проклейку по контуру обогрева.
Виды тонировки по цвету
Желтая тонировка обладает рядом интересных свойств:
— Улучшает видимость в условиях тумана и при плохой погоде
— Снижает утомляемость глаз при вождении в сумерки
— Повышает контрастность изображения
— Защищает от синей части спектра солнечного света
Характеристики желтой тонировки:
— Светопропускаемость: обычно 70-80%
— Защита от ИК — излучений: 10-15%
— Блокировка УФ: до 99%
— Срок службы: до 5 лет
Зеленая тонировка является одним из наиболее популярных цветовых решений благодаря следующим особенностям:
— Обеспечивает хорошую видимость днем при ярком солнце
— Имеет естественный оттенок
— Уменьшает нагрев салона на 10-15% по сравнению с обычными стеклами
— Не искажает цветопередачу
Существуют различные оттенки зеленой тонировки — от светло — зеленого до насыщенного изумрудного. Часто используется в атермальных пленках премиум-класса.
Синяя тонировка придает автомобилю стильный и современный вид, а также имеет ряд функциональных характеристик:
— Эффективно снижает яркость солнечного света
— Создает ощущение прохлады в салоне
— Уменьшает блики от водной поверхности
— Придает автомобилю индивидуальность
Синяя тонировка часто используется в комбинации с эффектом «хамелеон», который создает переливающийся эффект от синего к зеленому при разных углах освещения.
Белая тонировка является редким, но интересным выбором для автомобилистов:
— Обеспечивает приватность салона без затемнения
— Создает эффект «матового стекла»
— Уменьшает яркость света, но не его интенсивность
— Придает автомобилю уникальный внешний вид
Белая тонировка особенно эффектно смотрится на автомобилях темных цветов, создавая контрастный облик.
Прозрачная тонировка представляет собой атермальную пленку, которая имеет специальные характеристики:
— Обладает высокой светопропускаемостью (70-90%)
— Блокирует до 99% ультрафиолетового излучения
— Снижает нагрев салона за счет отражения инфракрасных лучей
— Не меняет видимость или меняет ее незначительно
— Соответствует требованиям законодательства
Прозрачная тонировка является оптимальным выбором для тех, кто хочет получить защитные свойства без изменения внешнего вида автомобиля.
Серая тонировка — классический и наиболее распространенный вариант, предлагающий следующие преимущества:
— Нейтральное изменение цветопередачи
— Естественное восприятие окружающего мира
— Эффективное снижение яркости солнечного света
— Универсальная сочетаемость с любым цветом кузова
Серая тонировка доступна в различных степенях затемнения — от светло — серой (70-80% светопропускаемости) до темно — серой (5-15% светопропускаемости).
Светопропускаемость в процентах для разных типов тонировки
Степень светопропускаемости тонировки измеряется в процентах и является ключевой характеристикой при выборе пленки. Рассмотрим основные варианты:
— 80-90% — практически прозрачная пленка, визуально почти незаметная, используется в основном для защиты от УФ — излучения
— 70-75% — легкая тонировка, соответствующая требованиям ГОСТ для передних стекол
— 50% — средняя степень тонировки, салон хорошо просматривается снаружи, но уже создается ощущение приватности
— 35% — умеренная тонировка, создающая комфортный уровень освещенности в салоне
— 15-20% — темная тонировка, обеспечивающая высокий уровень приватности (разрешена только для задних стекол)
— 5% — максимально темная тонировка, при которой салон практически не просматривается снаружи (используется только для задних стекол)
Необходимо учесть, что фактическая светопропускаемость может меняться при комбинации тонировочной пленки с заводским тонированием стекла.
Вывод: выбор тонировки для автомобиля – практическая необходимость для комфортного и безопасного вождения. Правильно подобранная и качественно установленная тонировка улучшит внешний вид автомобиля, обеспечит удобство и защиту для всех находящихся в салоне.
Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД С.А. Женкин