Документ зарегистрирован 27.11.23 (№76118), относится к отдельному перечню профессий, задействованных в ж/д транспорте (работникам, занимающимся движением/маневрами, обязанным регулярно проходить медосмотры и медицинские освидетельствования). Меняется порядок, определенный пунктом 3 закона № 17-ФЗ, пунктом 1 постановления Правительства № 395. Утрачивает силу приказ Минтранспорта № 4, зарегистрированный 08.02.2021. Документ подписан министром В.Г. Савельевым, действует с 01.04.2023 до 01.03.2030.
Приложение к приказу № 355 Минтранспорта
Обязательные медицинские осмотры проводятся в соответствии с требованиями приказа № 2531, допускается использование изделий для дистанционной автоматизированной передачи данных. У медработников должно быть высшее/среднее специальное образование, у медицинской организации (штатного медработника предприятия) лицензия, позволяющая осуществлять данный вид деятельности.
Предрейсовые медосмотры осуществляются до рейса/смены с целью выявить болезни, состояния, свидетельствующие об отрицательном воздействии производственной среды, опьянение (алкогольное/наркотическое/токсическое) или остаточные симптомы опьянения. Послерейсовые медосмотры проводятся после рейса/смены с этой же целью. Обязательна идентификация личности (предоставление паспорта, использование системы СКУД).
Этапы проведения медосмотров:
- осмотр;
- оценка жалоб;
- установление температуры тела;
- замеры пульса, показателей артериального давления;
- выявление признаков нетрезвого состояния;
- определение в выдыхаемом воздухе алкоголя;
- выявление токсических веществ в моче.
При выявлении отклонений от стандартных параметров артериального давления/пульса через 5-10 минут проводятся 2 повторных измерения, результаты фиксируются. Если выявлены признаки нетрезвого состояния (алкоголь в выдыхаемом воздухе), отбирается моча для проведения токсикологических анализов (приказ Минздрава № 40).
Виды заключения медика:
- о наличии симптомов отрицательного воздействия производственной среды, нетрезвого состояния, остаточных явлений нетрезвого состояния;
- об отсутствии симптомов отрицательного воздействия производственной среды, нетрезвого состояния, остаточных симптомов нетрезвого состояния.
Результаты всех медосмотров фиксируются в журнале или индивидуальных картах работников, указываются следующие данные:
- вид, число, время;
- ФИО, дата рождения работника;
- профессия (должность);
- жалобы;
- результаты;
- диагноз медработника;
- роспись медработника;
- роспись работника, прошедшего медосмотр.
В индивидуальные карты/журнал после предрейсового медосмотра вносится одна из двух записей: допущен/не допущен к работе. По результатам медосмотра после рейса вносится отметка «прошел» или «прошел и выявлены признаки». При втором варианте обязательно уведомление руководства. Руководитель предприятия должен отстранить сотрудника от выполнения обязанностей и направить на медицинское освидетельствование.
Дистанционные медосмотры
Журнал (индивидуальные карты) составляется на бумажном или электронном носителе, заверяется личной подписью медработника или ЭЦП. Для проведения медосмотров перед рейсами/после рейсов допускается использование изделий для дистанционной автоматической передачи данных. Решение об их применении принимает работодатель, изделия и медработники должны соответствовать постановлению Правительства № 866. Обязательно проведение очных медицинских освидетельствований с химико-токсикологичкеским исследованием 2 раза в год.
Объем дистанционных обследований:
- осмотр кожи;
- выяснение жалоб;
- определение температуры тела;
- замеры пульса, показателей артериального давления;
- выявление в выдыхаемом воздухе алкоголя.
При выявлении отклонений от стандартных параметров артериального давления/параметров пульса через 5-10 минут проводятся 2 повторных измерения, параметры фиксируются.
В журнале предрейсовых указывается:
- число, время;
- ФИО, дата рождения обследованного работника;
- профессия (должность);
- места начала/завершения рейса;
- жалобы;
- результаты обследования;
- диагноз медработника;
- подпись медработника (с указанием ФИО).
Результаты перед рейсами и после рейсов фиксируются так же, как при очных медосмотрах (допущен/не допущен к работе, прошел, признаки не выявлены/выявлены).
При ведении электронного журнала соблюдаются требования законодательства (обязательно заверение ЭЦП). Информация о результатах храниться 30 дней. Работодателю выписки отправляются по требованию.
Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.