Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.
Нужно ли проходить предрейсовый (предсменный) медосмотр водителю погрузчика (автопогрузчика, электрокара)? Над этим вопросом ломают головы руководители организаций, инженеры по технике безопасности, лица, управляющие транспортным средством, не выезжающим за пределы промышленного объекта, сотрудники бухгалтерии, начисляющие зарплату, списывающие ГСМ. На основании какого первичного документа должны это делать? Путевого листа или наряда-допуска? За что и согласно какому НПА трудовая инспекция оштрафует компанию при отсутствии медицинского осмотра водителя погрузчика?
При поиске ответов на вопросы станет понятно – предстоящая задача не из легких. Столько противоречий, предоставленных на законодательном уровне никогда не было. Обращение в Минтруда (МТ) за разъяснением не внесло ясности. Получена отписка с перечнем нормативов, в которых невозможно разобраться даже юристам. Одни из них категорично заявляют: Да, предсменный медицинский осмотр водители погрузчиков проходят обязательно – смотрите ПОТ РМ-008-99. Другие уверены, что НЕТ, т.к., прежние Правила отменены, а в новом ПОТ о предрейсовом медосмотре ничего не сказано.
Хуже всего, когда Инспектор ГИТ руководствуется межотраслевыми правилами, как бы отмененными, но не противоречащими новому ПОТ. Наверное, рассчитывает на то, что по этому вопросу обращаться в суд не станут. Жаль, если так. С большой долей вероятности представитель бизнеса его выиграет. И все же, что с законами не так? Чем руководствоваться, какими нормативами прикрываться, когда в штате компании числится водитель погрузчика.
Виды медицинских осмотров водителей погрузчиков.ТК РФ ст. 213/Закон №196 ст. 23
|
|
Вид медосмотра | Когда проходят |
Предварительный (по направлению работодателя) | При поступлении на работу |
Периодический на профпригодность
(медкомиссия) |
Раз в 2 года (до 21-летия – ежегодно) |
Предрейсовый (предсменный) | Перед рейсом или сменой |
По инициативе руководства или обязательный предсменный мед. осмотр (промышленный безрельсовый транспорт (погрузчики)) | При вредных условиях труда
Перемещении опасных грузов Выезде за территорию рабочей площадки (оформляется путевой лист) |
Правовая база: предрейсовый медосмотр водителей погрузчиков.
Приведены нормативная база законодательства РФ: во-первых, – на которые опирались до появления нового ПОТ; во-вторых, – какими до сих пор рекомендуют пользоваться на некоторых правовых ресурсах; в третьих, – на что следует ориентироваться в настоящий момент:
- РМ-008-99 (Пост. Минтруда РФ №18 от 7/07-99 г.) – межотраслевые правила, как считают, действовали до 2020 года. На самом деле документ не был утвержден Минюстом РФ, т.е., не имел статус НПА. Носил рекомендательный характер. На данный момент отменен, но разрешен к применению в части, не противоречащей новому регламенту…
- Правила №553н (27/08-18 г.), утвержденные Пр-м Минтруда. До настоящего времени некоторыми сотрудниками считаются Новым ПОТ. Но они тоже отменены, являются недействующими, как и утратившее силу Постановление №36 (17/06-03г.).
- Пр-з Минтруда РФ №59н (6/02-18 г.) – отменен. Согласно этому документу предрейсовый медицинский осмотр водителей погрузчиков не требовался. Вернее, о нем не упоминалось, как обязательном обследовании работника перед сменой.
- Письмо МТ и Соцзащиты РФ №15-2/ООГ-985 указывает на то, что в настоящий момент действующими межотраслевыми правилами нужно считать утвержденные Приказом №553н. Который, в отличие от РМ-008-99, имеет статус НПА, т.к., зарегистрирован под номером 52353 8/10-18 г.
Примечание: Нормативно-правовой акт распространяется на юрлиц, физлиц и ИП, использующих промышленный транспорт. В Консультант+ Приказ МТ №553н обозначен, как утративший силу, являясь недействующим. Письмо же, несмотря на это, остается до сих пор актуальным. Это является ошибкой, внося путаницу при выборе рабочего НПА.
- Приказ №988н/1420н (31/12-20 г.), составленный совместно МТ и Минздравом, закрепляющий список вредных и опасных условий труда, требующих проведения обязательных мед. осмотров для определенной категории сотрудников.
- П-з МТ РФ №29н (28/01-21 г.) – документ, утверждающий порядок прохождения предварительных и регулярных медосмотров, соответствующий 4 части 213 статьи ТК РФ.
До недавнего времени в перечень входили водители погрузчиков как с двигателями внутреннего сгорания, так и электрокаров, самоходного промышленного транспорта, тракторов. В этом списке как были, так и остались крановщики (машинисты), включая автокрановщиков. Удалены из документа только категории сотрудников, управляющих погрузчиками и трактористы.
Все расставляет на свои места Приказ Минтруда №814н (18/11-20 г.), действующий до конца 2025 года. Составленный на основании ТК РФ ст.209 и прочих нормативных актов. В нем прямо указано, что НПА №553н утратил силу. До 2026 года актуальными считаются Правила, утвержденные данным документом. Им необходимо руководствоваться лицам, отвечающими за технику безопасности на производстве. Норматив содержит интересные пункты, которыми можно защититься, если конфликт с инспектором ГИТ дойдет до суда…
Что говорится в Приказе № 814 про предредрейсовый медицинский осмотр водителей погрузчиков
В некоторых солидных правовых источниках рекомендуют руководствоваться Правилами дорожного движения, когда речь касается транспортного средства: погрузчика или электрокара. Заверяя, что водителям необходимо оформлять путевые листы. Соответственно заполнять их согласно обязательных требований: проходить предрейсовый (предсменный) медосмотр.
Это из-за того, что в Приказе № 814 об этом ничего не сказано. Значит, делают вывод, техника, хоть и не покидает пределы стройплощадки, склада или цеха, не передвигается по дорогам России, но задействована в перемещении грузов. А эта категория автотранспорта подлежит общим требованиям, предъявляемым к автомобилям в соответствие с Законом №196-ФЗ. Такое заявление противоречит новому ПОТ.
Автомобиль и погрузчик (промышленный транспорт) – разный вид техники
В I части документа Минтруда, где приводятся Общие положения, дается четкое разграничение понятиям транспорта, подпадающего под ПДД и Правила, утвержденные Приказом №814. Это абсолютно разные категории ТС, к которым нельзя применять одни и те же нормативные требования. Согласно ПОТ:
- колесный промышленный автопогрузчик, электрокар, автокар и подобная техника регламентируется данным правовым актом;
- железнодорожный и автотранспорт подчинен Правилам Дорожного Движения.
В первом случае на водителя оформляется наряд-допуск, лицом отвечающим за технику безопасности и проводящим инструктаж. Во-втором – путевой лист с отметками механика-контролера и медицинского работника по предрейсовым осмотрам в соответствие с Правилами Минздрава РФ № 835н. В ПОТ отсутствует предписание о прохождении водителями погрузчиков медконтроля перед началом работы. Из чего следует вывод: предсменный медосмотр теперь не нужен.
Примечание: Если в организации списание ГСМ производят на основании путевых листов, то медицинский осмотр нужно проходить обязательно. Отметка медика – необходимый реквизит первичного отчетного документа. Без штампа (КЭЦП) врача он считается ничтожным.
Нужен или нет предрейсовый медицинский осмотр водителей погрузчиков
Кажется, верный ответ уже найден: Предсменный (послесменный) медосмотр водителям промышленного транспорта не нужен. Если руководство предприятия считает иначе, никто им не запретит организовать процедуру очного или дистанционного осмотра сотрудников медиком. Имеют законное право ввести медицинское обследование перед началом и в конце рабочего дня:
- в целях безопасности (вредное производство);
- существует необходимость использовать путевки в бух. отчетности;
- для повышения уровня дисциплины водителей;
- при перемещении опасных (ценных) грузов;
- передвижении техники по дорогам за пределами промышленной зоны;
- в связи с пандемией коронавируса;
- чтобы снять с себя ответственность за несчастный случай и пр.
Работодатель, в эксплуатации которого находится промышленное оборудование, техника, транспорт должен самостоятельно оценивать риск для окружающих сотрудников, материальных ценностей. Кроме добровольно принятого решения о ПМО есть другое – навязанное. Когда прохождение предрейсового медицинского осмотра водителей погрузчиков продиктовано иными причинами.
Аргумент, почему предрейсовый медосмотр нужен водителям погрузчиков
Предрейсовый медосмотр считают обязательным мероприятием из-за того, что в ПОТ напольный колесный автопогрузчик отнесен к виду транспортных средств, поэтому в соответствие с Законом РФ №196-ФЗ водители должны проходить предсменный (послесменный) медицинский осмотр. В нормативе отсутствуют исключения насчет данного вида транспорта, как требующего особого положения.
В исключительном режиме работают только экстренные службы: скорая помощь, МВД, МЧС, коммунальные ремонтные бригады и т.п. Поэтому на промышленный транспорт требуется оформлять путевой лист. Хочется спросить, а как же Общие положения ПОТ? В них погрузчики и автотранспортные средства однозначно разделены! Убедитесь сами.
Вставить норматив
Рассматривать вопрос только в этом ключе не совсем правильно. К работодателю предъявляются требования по спецоценке условий труда (СОУТ). На основании результатов проведенной аттестации, устанавливается категория опасности и вреда для здоровья работника, участвующего в производственном процессе. В зависимости от присвоенного класса по СОУТ руководитель принимает обоснованное решение о проведении обязательного предсменного, перед и после рейса медицинского осмотра водителя погрузчика. А так же о регулярности периодического или внеочередного прохождения медкомиссии.
Заключение: Здравый смысл, логика и нормативно-правовые акты подтверждают: предрейсовый медицинский осмотр водителей погрузчиков проводить в обязательном порядке не нужно. Это доказывают следующие аргументы:
- В новом ПОТ о медосмотре работника перед каждой сменой не упоминается, хотя большая часть содержания нов. регламента идентична отмененному РМ-008-99, где об этом четко указано. Значит, есть причина исключить данное требование за ненадобностью.
- Погрузчики, трактора (промышленный транспорт) удалены из перечня вредных и опасных видов деятельности, при которых требуется особое регулярное медицинское наблюдение за водителями.
- В Приказе №814: Погрузчики и транспортные средства – ни один и тот же вид транспорта; регулируются они разными НПА (ПОТ и ПДД); на одни требуется оформлять наряд-допуск, а на другие – путевой лист. С Общих положений документ начинается.
При нашем непредсказуемом Министерстве Труда, Здравоохранении, Социальной защите утверждать категорично что-либо невозможно. Инспектор по труду может вручить предписание, опираясь на отмененный норматив РМ-008-99. Или утверждать, вопреки действующему ПОТ, что автопогрузчик – это транспорт, подпадающий под Правила дорожного движения. Мы расставили точки над “i”, чтобы развеять сомнения, выявить ошибки, разобраться в путанице правовых актов. Интересно, как решают этот вопрос у вас в организации?