Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.
Водители электробуса, деятельность которых – это перевозка пассажиров, обучение, наставничество и руководство, обязаны проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр. Управление общественным транспортом налагает огромную ответственность за жизни людей, поэтому водительскому составу, кроме навыков вождения, необходимы знания:
- по эксплуатации электроопасных (до 1000 Вт) видов техники;
- правил оказания первой медицинской помощи как при ДТП, так и при поражении электрическим током;
- технического обслуживания электротранспорта;
- объем и порядок предрейсового и послерейсового медосмотра;
- ПДД; множества инструкций по безопасности и т.п.
В связи с высокими требованиями к выполнению трудовых функций для получения водительских прав категории Tb допускаются граждане, достигшие 21 года. Прежде чем приступить к своим обязанностям, первое, что должен сделать шофер троллейбуса, согласно наряду, – пройти предрейсовый медицинский осмотр.
Если медик допускает к работе: предъявляется диспетчеру депо, ответственному за выпуск электоробуса на линию, водительское удостоверение и книжка водителя. После этого выписывается путевой лист, в котором ставится отметка медработника, проводившего осмотр и контроллера-механика. Техническая подготовка транспорта проходит множество этапов предрейсового контроля, в числе которых подготовка ТС, производимая самим водителем троллейбуса.
Правила и порядок проведения предрейсового осмотра электробуса
Предрейсовый (послерейсовый) медосмотр в автопарках со времен СССР проводится штатным медперсоналом. Организация, согласно новым правилам, имеет лицензированный медицинский статус. В соответствие с которым на территории депо оборудован медкабинет, где осуществляется осмотр, согласно Порядку Приказа Минздрава №835н (15/12-14 г.).
Для организации надлежащих условий проведения медконтроля в транспортной компании Минздрав РФ рекомендует пользоваться в качестве методического пособия Письмом 2510/9468-03-32 (21/08-03 г.)
Водители электробуса проходят предрейсовый медицинский осмотр в общепринятом объеме, заполняют путевой лист. предусмотренном Правилами для всех транспортных средств. Установленный Порядок проверки готовности работника приступить к трудовым обязанностям, следующий:
- Визуальная оценка поведения и состояния сотрудника.
- Выявление жалоб на самочувствие (анамнез).
- Измерение AD, пульса, температуры.
- Проведение теста на содержание паров этанола (алкогольное опьянение).
- Диагностические мероприятия при подозрении на наличие в организме психотропных веществ.
В случае выявления признаков лекарственного влияния на быстроту реакции, наркотического или похмельного синдрома сотрудника могут подвергнуть дополнительному обследованию. Работа на общественном транспорте не допускает отклонения измеряемых при осмотре показателей от норм здорового человека, поэтому это однозначно послужит к отстранению от управления.
Руководство не станет рисковать безопасностью пассажиров из-за нерадивого работника. В троллейбусном парке такие случаи – нонсенс, практически отсутствуют. Если есть симптомы, свидетельствующие о временной нетрудоспособности, сотрудника отстраняют от управления ТС. Кроме случаев, связанных с:
- Гипертоническим заболеванием, при котором норма AD отличается от общепринятой и не несет угрозы снижения работоспособности при управлении троллейбусом. Устанавливается индивидуальный параметр артериального давления на основании 10 проведенных предрейсовых медосмотров или справки от терапевта.
- Предпенсионным возрастом водителей, которых включают в группу риска. Наблюдение за влиянием условий труда на их состояние здоровья проводится на протяжении всего рабочего времени.
Медперсонал несет ответственность за водителей троллейбусов наравне с руководством парка. Если произошло ДТП, медик принимает активное участие в расследовании причин его возникновения. Не связана ли авария с неблагополучным состоянием здоровья сотрудника. Можно ли было предотвратить это событие при более тщательном обследовании до выхода в рейс на стадии проведения предрейсового медицинского осмотра.
Организация работы медперсонала по предрейсовым медицинским осмотрам электробуса.
Руководители электробусного депо обязаны организовать в соответствие с требованиями работу медицинского кабинета и мед. сотрудников по предрейсовому медосмотру водителей. Они должны:
- Предоставить медперсоналу методические руководства, нормативно-правовые циркуляры, в соответствие с которыми проводится мед. осмотр в депо.
- Контролировать исполнение обязанностей в соответствие с НПА и заключенными трудовыми соглашениями.
- Составить и утвердить график работы медиков, обеспечив круглосуточное дежурство и медконтроль за состоянием работников, отправляющихся в рейс и возвращающихся в парк.
- Организовать периодическое прохождение курсов повышения квалификации медперсонала, находящегося в подчинении.
- Снабдить медкабинет необходимым оборудованием и инструментами для проведения предрейсовых медицинских осмотров, согласно нормативным требованиям Приказа Минздрава.
- Предоставить полиграфические материалы, формы, бланки, необходимые для ведения учета и регистрации медосмотров, статистики, индивидуальных карточек водителей, отчетной документации.
- Передавать отчеты с результатами по медосмотрам, согласно установленному порядку.
Совместно с руководством принимается решение о действиях медработника в ситуации, когда сотрудника отстраняют от управления электробуса. По каким причинам это произошло. Кому об этом необходимо сообщить, чтобы своевременно найти замену. Для подобных случаев издается приказ (распоряжение), которым руководствуется медик и лицо, недопущенное к работе.
Как проводится предрейсовый осмотр электробуса.
Предсменный (послесменный) медосмотр водителей электробуса начинается рано утром (около 4 утра). Осуществляют его медработники, имеющие сертификат на право проведения предрейсового мед. обследования. Работу медкабинета контролирует руководство транспортной организации, неся ответственность за надлежащее оснащение медпункта, находящегося на его территории.
Согласно Письму Минздрава РФ, работник должен явиться в кабинет осмотра уже с путевым листом. В электробуса депо поступают иначе. Так как диспетчерская размещается рядом с медкабинетом, сотрудник сначала получает добро на работу у медика. Если причин для отстранения от управления ТС нет, получает путевой лист, в котором ставится соответствующая отметка или штамп с подписью врача, с указанием даты и времени пройденного медосмотра.
Получать путевку, если отстранен от работы, не имеет смысла, так как запись в ней об этом не делается.
Каждый водитель обследуется индивидуально. Врач обращает внимание на внешние признаки: усталости, заторможенности или, наоборот, гиперактивности, болтливости, походку. Выслушивает есть ли жалобы на недомогание. В ходе медицинского осмотра принимает решение являются ли они значимыми, оказывающими влияние на управление электробуса или нет.
Так же медик анализирует: реакцию зрачков на свет; состояние (цвета) кожи, нет ли покраснения, неестественной бледности, ссадин, ушибов, следов от уколов и т.п. Измеряется пульс и давление. Мерить температура, если нет к тому показаний, необязательно. Но в связи с COVID-19 этот параметр необходим для предупреждения распространения коронавирусной инфекции. В некоторых организациях t° измеряют всем сотрудникам, без исключения, на проходной депо.
Результаты обследования заносят в журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. Послерейсовые данные фиксируются в другом, соответствующем виду обследования журнале. Ежемесячно медсотрудник составляет аналитический отчет по случаям и причинам отстранения шофера, который передается ответственным служащим администрации.
Предоставляя допуск сотрудника к управлению электробуса, медик несет ответственность за качество проведенного предрейсового медицинского осмотра. В некоторых случаях в виде административного наказания – штрафа. При совершении тяжкого ДТП (по причине ненадлежащего медосмотра) – уголовную.
Приложения к письму Минздрава РФ 2510/9468-03-32
Документ содержит Приложения с образцами форм для скачивания, которые можно использовать в транспортной организации:
- Программа подготовки мед. сотрудников по ПМО.
- Организационные требования к предрейсовому медицинскому контролю.
- Бланк протокола трезвости.
- Направление водителя в поликлинику.
- Протокол теста мочи на содержание наркотических веществ.
Заключение:Благодаря высокому уровню контроля за техническим состоянием электротранспорта, медицинскому – водителей, электробус считается одним из самых безопасных и дешевых видов общественного транспорта.