Водитель мусоровоза в 2024г, актуальная путевая документация - Предрейсовые технические осмотры
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00

Водитель мусоровоза в 2024г, актуальная путевая документация

Водитель мусоровоза в 2024г, актуальная путевая документация

В связи с тем, что используемая спецтехника может находиться в аренде или в собственности теплосети возникает вопрос, кто и как обязан организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей мусоровозов и завести путевой лист. Несмотря на сложность организации работы, вывоз мусора (ТБО) коммунальными хозяйствами должен производиться:

• своевременно;
• с соблюдением условий труда;
• обеспечивая экологическую безопасность;
• удовлетворяя требования законодательства РФ.

В каком объеме осуществляется предсменный медосмотр, кто несет за это ответственность согласно новым требованиям к перевозчикам.

Предрейсовый медосмотр водителей мусоровозов и обеспечение путевыми листами- обязанность автопарка

Цели и задачи: лицо, управляющее спецтехникой, к которой относится такой вид транспорта как мусоровоз, обязано проходить предрейсовый (послерейсовый) медосмотр согласно общих требований. Обеспечение и организация проведения медицинского контроля сотрудников (регулируется Законом РФ №196-ФЗ (10/12-95 г.); Глава II; ст.5) возложена на работодателя.

Даже, если транспорт арендован вместе с экипажем, все равно в этом качестве выступает автопарк. Запись о способе выполнения обязательств по медицинскому и техническому контролю должна содержаться в заключенном договоре, имеющем пункты технического задания (ТЗ):

• о соответствующей аттестации лица, управляющего техникой;
• оформления путевых листов;
• проведения предрейсового медицинского осмотра водителей;
• исправности мусоровоза, заверенного записью механика-контролера.

За профессиональную подготовку водительского состава, медконтроль и техническое состояние автотехники ответственность несет транспортная компания. В случае невозможности обеспечения данных требований, обязательства о предрейсовом медосмотре могут осуществляться Заказчиком, у которого заключен соответствующий контракт с медицинским учреждением, оказывающим данный вид услуг.

Какие виды медицинского осмотра проходит водитель мусоровоза.

В соответствие с 46 статьей норматива №323-ФЗ (21/11-11 г.), где представлена классификация видов мед. осмотров, водители обязаны проходить:

1. Предварительную медкомиссию
2. Периодические профосмотры
3. Психиатрические обследования
4. Предрейсовые или предсменные медицинские осмотры
5. Внеочередные медобследования по инициативе работодателя или по медпоказаниям.

Предварительный медосмотр  мусоровозов.

Кандидат на водительское место проходит при поступлении на работу или перед сдачей экзаменов на получение прав, добавления новой категории. Выдает направление на прохождение медкомиссии, оплачивает расходы на медицинские процедуры работодатель. Если сотрудника не примут по каким-либо причинам на водительскую должность, это не отменяет обязанности транспортной компании покрыть затраты на мед. обследование.
Нормативно-правовая база отбора водителей мусоровозов.
Примечание: Порядок прохождения, состав мед. комиссии предварительного медосмотра водителя регламентируется Приказами №988/1420н (1/04-21 г.), включая 29н, которые заменяют П-з Минтруда РФ и Соцзащиты №302н (12/04-11 г.) в рамках проекта “Регуляторная гильотина”.

Периодический профосмотр.

Проходят 2 раза в год, без исключения, все водители. Ежегодному осмотру подлежат сотрудники, которым не исполнился 21 год. Цель медобследования – выявление проблем со здоровьем, которые могут препятствовать исполнению водительских обязанностей. Вождение или управление спецтехникой, в т.ч. мусоровозом относится к виду деятельности, связанной с транспортом – источником повышенной опасности. Если врачи обнаружат заболевание, являющееся противопоказанием для профессии шофера, его отстранят от работы в соответствие с ТК РФ ст. 76.

Психиатрическое обследование.

Проводится каждые 5 лет. Формально процедура считается добровольным актом работника. В реальности руководители транспортной организации требуют предоставления справки от психотерапевта. Служащие, чтобы не потерять работу, вынуждены время от времени проходить обследование у психиатра. Направление получают у семейного врача. Особенно это актуально для категории лиц, занятых перевозкой пассажиров или при работе в опасных условиях. Таковым является труд перевозчика ТБО, когда имеется доступ к вредным для окружающей среды веществам.

Нормативно-правовая основа, содержащая требования проведения предварительного и периодического медосмотра, регламентирована ТК (ст.ст. 212/213/328) и ст.ст. 20/23 Закона РФ №196-ФЗ (10/11-95 г.). Водители, управляющие транспортными средствами, собственники автотехники, находящейся в эксплуатации юрлиц или ИП обязаны соблюдать требования, предъявляемые указанными НПА.

Особенности предрейсового осмотра  мусоровозов.

Трудности связанные с предрейсовым медицинским осмотром водителей спецтранспорта, оформления путевых листов, занятых вывозом ТБО, обусловлены ранним началом смены. Большинство медицинских учреждений начинают работать с 7-8 часов утра, а сотрудники коммунального хозяйства с 5-6. Поэтому медосмотр могут пройти только в медорганизации, работающей круглосуточно. Правила и Порядок осуществления процедуры проведения медицинского осмотра регулируются П-ом Минздрава №835н (15/12-14 г.).

В крупных транспортных компаниях, имеющих в штате медперсонал, оказывающий услуги предрейсового (предсменного) осмотра сотрудников, проблема раннего времени проведения медосмотра трудностей не вызывает. Автотранспорт, находящийся в эксплуатации частных компаний, ИП таких возможностей не имеет. Поэтому предприниматель вынужден заключать договор с лицензированной медорганизацией по оказанию услуг ПМО, работающей так же в ночную смену.

Если транспорт арендован, вопрос оговаривается при заключении соглашения между сторонами. На законодательном уровне четкие указания по данному обстоятельству отсутствуют. Организация предрейсового и технического осмотра лежит на лице, выписывающем путевой лист. Следует учитывать, что оплата ПМО производится работодателем. Время, затраченное на процедуру ПМО входит в рабочее, значит, оплачивать его обязан арендополучатель.

Внеочередной предрейсовый медосмотр водителей мусоровозов

Несмотря на регулярный медконтроль за состоянием здоровья подчиненных, иногда требуется внеплановое обследование персонала по причинам, не указанным в НПА. Инициативу может проявить как руководство транспортной компании, так и медсотрудник, обнаруживший неблагоприятные симптомы. Например, если изменилось поведение, вызывающее подозрения о неадекватности поступков или возникли форс-мажорные обстоятельства (пандемия). Целью предрейсового медицинского осмотра водителей является:

• выявление заболеваний, усталости или переутомления, рассеянности внимания, препятствующих работе;
• проверка на состояние алкогольного (наркотического) опьянения;
• наблюдение в течение рабочего дня лиц, находящихся в группе риска;
• ведение статистики: отслеживание динамики здоровья отдельных работников и коллектива в целом;
• определение степени влияния вредных условий труда на здоровье сотрудников;
• предупреждение хронического течения заболеваний;
• пресечение распространения вирусных инфекций.

Иногда неблагоприятные условия труда могут негативно отразиться на выполнении водительских обязательств. Когда работа связана с вывозом вредных отходов, работодатель обязан провести аттестацию, определив класс опасности по СОУТ. В соответствие с которым обеспечить сотрудника необходимыми средствами индивидуальной защиты, предоставить дополнительные выходные, доплату или сократить нормы рабочих часов без снижения заработка.

Примечание: СОУТ – спец. оценка условий труда. Введена в 2014 году, заменив процесс аттестации производственных р/м. Регулируется Законом РФ №426-ФЗ. Проводится специальными уполномоченными организациями. Декларация с результатами присвоенного класса передается в Соц. страховой фонд.

Требуется ли послерейсовый медицинский осмотр водителей мусоровозов.

О необходимости послерейсового или послесменного медосмотра водителей мусоровозов, как и прочих транспортных средств, упоминается во всех нормативно-правовых актах, касающихся предрейсового проведения ПМО. Оба вида медконтроля всегда связаны. Нигде, осуществляемый в конце смены, не выделяют, как необязательный.

По мнению некоторых экспертов, проходить мед. осмотр по завершении раб. дня или рейса нужно обязательно. Другие считают, что данное указание касается только пассажирских перевозок или перемещения опасных грузов, работ с вредными условиями труда. Последнее утверждение верно, имеет обоснованное нормативное подтверждение в П-зе Минздрава №835н; п.6. Где указано, что послерейсовый медицинский осмотр обязателен для лиц, перевозящих пассажиров или опасный груз.

Вывоз мусора (ТБО), работа без выходных, дезинфекция контейнеров, кузовной части мусоровоза химическими антисептическими средствами, может оказывать негативное влияние на состояние здоровья. Поэтому рекомендуется в конце дня пройти медицинский осмотр, если по СОУТ условия труда считаются опасными или вредными.

Оба штампа медика с указанием даты и времени о пройденном предрейсовом (до начала работы) и послерейсовом (по завершении р/д) ставятся в путевом листе. Запись вносится так же в соответствующие журналы, отдельные для каждого типа осмотра. Можно в электронном виде с использованием эл. подписи врача, возможностью распечатки страниц документов. Обязательные реквизиты п/л регламентирует П-з Минтранса №152 (18/09-08 г.).

Можно ли предрейсовый медосмотр водителей мусоровозов пройти дистанционно.

Удаленное проведение мед. осмотра водителей с помощью средств телемедицины планировали внедрить в первом квартале 2021 года. Проект и нормативная документация прошла утверждение на президентском уровне. Но возможно эпидемия COVID-19 или недостаточная проработка единых стандартов технического состояния систем дистанционного предрейсового медицинского контроля вызвали задержку нового регламента.

Хотя для многих транспортных организаций это наиболее удобный и долгожданный способ выполнения требований к обязательному (в течение всего рабочего времени) мед. наблюдению за состоянием здоровья водителей. До сих пор ни в законе №196-ФЗ, ни №323-ФЗ о дистанционной форме телеметрического обследования не упоминается.

Суды смотрят на использование телемедицинского оборудование при удаленном медконтроле по-разному: одни это допускают; другие, ссылаясь на отсутствие прямых нормативных актов, категорично отвергают.

Ответственность за отсутствие предрейсового медосмотра водителей мусоровозов

Путевой лист – это документ, без которого выезжать на линию лицу, управляющему транспортным средством, в т.ч., мусоровозом запрещено. Если в путевке отсутствуют обязательные реквизиты – отметка о пройденном предрейсовом (предсменном) медосмотре или контроле технического состояния автомобиля, она считается недействительной (ничтожной).

Некоторые считают, что списывая ГСМ или начисляя зарплату сотруднику на основании первичного отчетного документа без всех необходимых атрибутов, ничем не рискуют перед налоговой инспекцией. Ведь ее эта сторона вопроса не касается. Думая так же, ошибаетесь. Судебная практика доказывает обратное. Когда ФНС отказывает в списании расходов, не признавая путевые листы действительными из-за отсутствия обязательных реквизитов, выигрывает суд. Организация может потерпеть миллионные убытки.

В случае когда мусоровоз остановит сотрудник ГИБДД суммы штрафов не так велики. Ответственность юридические лица и ИП несут в равной степени независимо от величины транспортной компании по статье 11.32 КоАП РФ:

• водители: 1―1,5 т.р.;
• должностные руководители: 2―3 т.р.;
• компания-владелец ТС: 20―30 т.р.

В случае ДТП, при отсутствии путевки или отметки о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра в страховом возмещении по ОСАГО откажут. Сотрудник ДПС, оформляющий аварию, укажет в протоколе об этом факте нарушения. Транспортная компания, если будут пострадавшие может понести немалые убытки при выплате компенсации. Надеемся, с вами этого никогда не случится.

Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.

Остались вопросы?

Задайте их сейчас, позвонив по телефону +7(966)364-80-05

Напишите нам

ООО «Предрейсовые технические осмотры».
Предрейсовые техническиеские осмотры, медицинские осмотры-путевая документация под ключ.

г. Москва, ул. Мельникова, д. 5
Пн-Вc – с 9:00 до 19:00
Style switcher Reset
Body styles
Custom Color
Main color
Accent color
Background image
Patterns