В 2020 г. опубликован закон об использовании телеметрического оборудования для проведения дистанционного предрейсового медосмотра. Транспортные организации, решая проблемы очного осмотра, переходят на удаленную форму контроля водителей. Насколько правомерны такие действия? На какие нормативы опираться, чтобы контролирующие органы не предъявили претензий в нарушении требований РФ.
Нормативы дистанционного предрейсового медицинского осмотра
- Федеральный закон «О персональных данных» (27/07-06 г.) №152-ФЗ. Статья 6. Условия обработки персональных данных.
- Указ Президента РФ (06/03-97 г.) №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в том числе, хранение врачебной тайны).
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» (30/12-01 г.) №197-ФЗ Статьи 85 — 90. Последние изменения внесены: 14/07-20 г.
- Приказ от 30 ноября 2017 г. N 965н Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Приказ Минздрава России от 30.05.2023 N 266н “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров“
- Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья” от 29.07.2017 N 242-ФЗ
Новые правила прохождения предрейсового медосмотра для водителей дистанционно
Обратите внимание: В апреле 2020 г. внесены изменения в Закон об Охране здоровья № 323-ФЗ. В частности, изменена статья 36.2, добавлены 36.3; 46.1. Пункты 2; 3 и 4 норматива регламентируют порядок дистанционного медицинского контроля сотрудников. Согласно новым правилам, водители, переходящие на удаленное обслуживание, предварительно обязаны:
- пройти профилактический медосмотр;
- сдать анализы на содержание наркотических веществ (их производных) в крови;
- дать письменное согласие на обработку персональных данных;
- предоставить справку о наличии хронических заболеваний.
Примечание: Основанием для внесения поправок послужил закон о применении телемедицинских технологий №242-ФЗ, действующий с августа 2017 года. При дистанционной форме ПМО профилактический медосмотр со сдачей анализов проходят каждые 6 месяцев.
Новый Федеральный Закон
Новый проект Минздрава РФ о дистанционном медицинском контроле сотрудников, включая предрейсовый (послерейсовый) осмотр водителей. Изменения внесены в ряд основных Законов, включая собрание законодательств РФ, связанных едиными нормативами
- Трудовой кодекс Российской Федерации статья 213.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
-
Статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
-
ФЗ №629 от 29 декабря 2022 года «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
О преимуществах и проблемах удаленных предрейсовых осмотров
Проект Минздрава о внесении поправок в ряд нормативных актов, регламентирует дистанционный предсменный, предрейсовый (послерейсовый) медконтроль сотрудников. Является завершающим звеном в цепочке реформ медицины, начало которым положено 20 лет назад. После выхода закона РФ о телемедицине №242 до 25% транспортных компаний, в качестве эксперимента, используют дистанционные аппараты для прохождения ПМО. Правовая база для этого уже создана.
С выходом нового закона сделать это могут все желающие, число которых растет. Причина – удаленная форма медицинского освидетельствования обладает рядом преимуществ. В настоящее время проект Минздрава подписан президентом В. В. Путиным и представлен на утверждение в Госдуму. Дистанционной форме быть – это вопрос решенный, чему свидетельствует ряд измененных нормативов.
Есть справедливые замечания, касающиеся обследования, например, кожных покровов и склер глаз. Дать ответственное заключение по видео невозможно. Поэтому некоторые документы находятся на стадии корректировки. До конца I квартала 2021 г. внесут поправки в Приказ №835н о порядке проведения предрейсового осмотра, чтобы он соответствовал нормативу №323-ФЗ и прочим правовым актам, касающимся дистанционного мед. контроля водителей.
Преимущества удаленных предрейсовых медицинских осмотров водителей
В условиях пандемии COVID-19 основные преимущества удаленного бесконтактного медицинского осмотра становятся более актуальными. Речь идет не просто о выгодах компании, но и здоровье сотрудников, вынужденных подвергаться риску заражения во время доставки водителей к медучреждению для прохождения ПМО в выделенном или общественном транспорте.
- Экономия средств и времени на прохождение ПМО.
- Автоматизация процесса безукоризненного ведения документации (журнала), отслеживание статистики, хранение видеоматериалов в электронном виде, доказывающих правомерность медзаключения (медперсонал несет за это юридическую ответственность).
- Невозможность “договориться” с врачом, обмануть дистанционную систему, повышает уровень самодисциплины водителей.
- Выполнение требований обязательного предрейсового медосмотра повышает уровень безопасности на дорогах: сохраняет здоровье (жизнь) людей; вверенный груз; средства на ремонт ТС. При отсутствии путевого листа, отметки о прохождении ПМО или технического контроля авто, страховка не оплачивается.
- Экономия средств компании на покрытии административных штрафов за отсутствие организации ПМО. Путевые листы без отметки медика считаются недействительными (могут отказать в списании расходов на ГСМ).
- Доступность процедуры медосвидетельствования водителей, находящихся на любом расстоянии от медицинского учреждения. Осуществляется дистанционный предрейсовый осмотр круглые сутки, включая выходные и праздничные дни.
Недостатки удаленного медицинского осмотра
- Недостаточно подробных разъяснений действующих нормативов, регламентирующих дистанционный медицинский контроль водителей.
- Необходимость приобретения специального оборудования, внесенного в госреестр мед. изделий, соответствующих стандартам РФ.
- Процесс обучения персонала обращению с программным обеспечением приборов (комплексов, терминалов и пр.), предназначенных для дистанционного контроля состояния работников. В некоторых случаях требуются личные мобильные устройства соответствующих версий.
- Поиск медицинской организации, оказывающей услуги предрейсового осмотра, согласной обслуживать водителей удаленно круглосуточно.
- Раз в полгода необходимо водителям проходить в наркологическом диспансере по месту жительства осмотр нарколога и сдавать биологические среды на наркотики.
- Соблюдение правил регулярного технического обслуживания телеметрических систем на соответствие измеряемых данных нормативам в рамках разрешенных погрешностей (ежегодная поверка и калибровка медтехники).
Примечание: Если транспортная организация закупит системы дистанционного контроля у добросовестного поставщика, производитель которой предоставит необходимые данные о продукте (см. ст. 38 Закона №323-ФЗ ч. 4-5 и 11), проблем с освоением электронного оборудования не будет.
Как проходит дистанционный медицинский осмотр
Процедура дистанционного прохождения предрейсового медосмотра водителей сведена к нескольким кликам. Водитель следуя указаниям на мониторе, передает данные измерения, включая звуковидеосвязь, медработнику. На основании полученных сведений дается заключение о состоянии готовности к управлению транспортным средством. Объем обследования соответствует требованиям Приказа Минздрава РФ №835н, и включает:
- жалобы сотрудника на недомогание: головная, зубная боль; в области груди или ЖКТ; наличие симптомов ОРЗ или гриппа;
- измерение артериального давления и пульса;
- измерение температуры тела (как правило, бесконтактное);
- определение количества этанола в выдыхаемом воздухе – тест на алкоголь, состояние похмелья;
- визуальное видеонаблюдение за поведением, состоянием кожных покровов; речью, реакцией на вопросы и пр.;
- на основании полученных данных, медсотрудник определяет, что неблагоприятные состояния, препятствующие работе, включая наркотическое (химическое) опьянение, либо имеются, либо отсутствуют.
По результатам осмотра врач “заполняет” (процесс автоматизирован) электронный журнал о прохождении предрейсового медконтроля. Отправляет допуск к управлению транспортным средством, заверяя заключение усиленной квалифицированной эл. подписью. Водитель получает чек на мини-принтер, вклеивает липкий стикер с подписью медицинского работника в путевой лист.
Примечание: Медицинская организация, с которой заключается договор на получение дистанционных услуг ПМО водителей обязана иметь государственную лицензию, а медперсонал – действующий сертификат на право проведения предрейсовых медосмотров.
Электронный журнал предрейсового медицинского осмотра
Передача данных посредством интернет-связи предполагает электронный формат ведения документации. Это удобнее, чем возить журнал ПМО в медицинское учреждение и обратно на предприятие. Согласно Порядку №835н (пункт 15) и Федеральному Закону №196 разрешено хранить информацию о прохождении водителями удаленного медосмотра на электронных носителях. При необходимости сведения распечатывают на бумаге, храня их 5 лет.
Оплата расходов на дистанционный медосмотр
Как при очной, так и при удаленной форме медицинского контроля время, требующееся для прохождения предрейсового мед. осмотра водителей считается рабочим. Оплачивается работодателем. Он же несет финансовые затраты на покупку телеметрических систем, предназначенных для дистанционного медконтроля сотрудников, включая ежегодную техническую поверку метрических изделий.
Производитель обязан предоставить сервисное обслуживание аппаратов. О порядке и условиях которого указывается в сопроводительной документации. При отсутствии актов о соответствии параметров измерения установленным стандартам на территории РФ предусмотрены штрафные санкции.
Изменения обязательных видов медицинского осмотра
Водители обязаны проходить ряд периодических и ежедневных (предрейсовых, предсменных) медосмотров. В первом случае требования остаются прежними. Изменения касаются тех, кто переходит с очной формы на дистанционный медицинский контроль, осуществляемый до выезда с места стоянки (по окончанию рабочего дня, рейса, командировки).
Обязательные медосмотры:
- Предварительный профосмотр при поступлении на работу в качестве водителя транспортных средств.
- Периодический – раз в 2 года. Предусмотрен для лиц, занятых на опасном производстве или управляющих техникой – источником повышенного риска. Не достигшие 21 года – проходят его ежегодно.
- При дистанционной форме медконтроля каждые полгода необходимо пройти профосмотр со сдачей анализов на содержание в крови наркотических веществ, их метаболитов.
- Предрейсовый или предсменный – перед выездом из гаража на линию.
- Послерейсовый осмотр обязателен для перевозчиков опасных грузов, людей (водителей такси).
- Внеочередной проходят по особому распоряжению местных органов власти или внутреннему приказу администрации предприятия (например, в условиях пандемии).
- Справка от психиатра предоставляется сотрудниками раз в 5 лет.
Решение о переходе на дистанционный медицинский осмотр водителей принимается руководителями добровольно. Можно применить только его либо использовать как дополнительный вид контроля, совмещая с очной формой медосвидетельствования. Для ДМК не нужно иметь в штате медработников. Достаточно заключить договор с медорганизацией, обладающей лицензией, где прописан вид оказания услуг по предрейсовым мед. осмотрам.
Кто имеет право давать заключение-допуск
Согласно Приказу Минздрава РФ №965н оказывать услуги, применяя телемедицинские технологии (давать заключения на основании полученных параметров измерения), могут сотрудники, данные о которых находятся в госреестре медработников, а медорганизации, где они работают, имеют государственную регистрацию в Единой информационной системе Здравоохранения.
Срок хранения документации в электронном виде
При проведении дистанционного предрейсового медицинского осмотра документы ведутся в электронном формате, заверяются усиленной квалифицированной ЭЦП медика, подлежат хранению в течение года. К таковым относятся:
- медзаключения;
- протоколы (акты);
- сведения о водителях;
- видеозаписи;
- звуковые сообщения;
- изображения и прочие документы.
Доступ к конфиденциальной информации имеет узкий круг служащих и медработников. В соответствие с законами о защите прав за разглашение личных данных, полученных в процессе проведения ПМО. Нарушение врачебной тайны влечет административное наказание.
Наши специалисты ответят на все интересующие вас вопросы и рассчитают стоимость услуг! Заказать услугу дистанционного медицинского осмотра можно в нашей компании.