Безопасность дорожного движения и охрана труда водителей — важнейшие аспекты работы автотранспортных предприятий. Одним из ключевых документов, регламентирующих порядок обучения сотрудников, является Журнал регистрации первичного инструктажа на рабочем месте. Этот журнал необходим для фиксации факта проведения инструктажа водителей, поступающих на работу. В статье разберем его назначение, порядок ведения и основные требования к оформлению.
Законодательная база журнала первичного иструктажа
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, проведение первичного инструктажа для водителей регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Трудовой кодекс Российской Федерации: определяет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и проведению обязательных инструктажей для сотрудников.
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»: устанавливает требования к подготовке водителей и обязательному проведению инструктажей по безопасности дорожного движения.
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
Назначение журнала первичного инструктажа
Журнал регистрации первичного инструктажа водителей является официальным документом, подтверждающим прохождение работником обязательного инструктажа перед допуском к выполнению должностных обязанностей. Он необходим для:
- Разъяснения водителям норм безопасности и требований охраны труда;
- Фиксации факта прохождения инструктажа;
- Контроля за соблюдением требований законодательства;
- Минимизации рисков ДТП и производственного травматизма;
- Обеспечения соответствия требованиям надзорных органов;
- Предотвращения аварийных ситуаций при эксплуатации транспортных средств;
- Ознакомления водителей с внутренними регламентами компании;
- Контроля состояния транспортных средств перед выездом на маршрут;
- Формирования у водителей навыков безопасного вождения и реагирования на экстренные ситуации.
Кто должен проходить первичный инструктаж
Первичный инструктаж обязаны проходить все водители, поступающие на работу в организацию, независимо от опыта и стажа вождения. Это касается:
- Штатных водителей;
- Временных работников;
- Водителей, работающих по договору аутсорсинга;
- Стажеров и практикантов;
- Водителей транспортных компаний-подрядчиков, работающих на территории предприятия;
- Водителей, переведенных на новую должность, связанную с управлением транспортными средствами;
- Водителей, приступающих к выполнению новых обязанностей, требующих дополнительного инструктажа.
Порядок ведения журнала
Журнал регистрации инструктажа ведется в каждой организации, эксплуатирующей автотранспорт. Он должен храниться у ответственного лица (например, специалиста по охране труда или механика).
Структура журнала включает следующие разделы:
- Дата проведения инструктажа – фиксируется день, когда водитель прошел инструктаж.
- ФИО водителя – указывается полностью без сокращений.
- Дата рождения – необходима для идентификации сотрудника.
- Профессия, должность – уточняется должность работника.
- Вид инструктажа – в данном случае первичный.
- ФИО и должность инструктирующего – заполняется информация о специалисте, проводившем инструктаж.
- Наименование локального акта, по которому проводился инструктаж – указывается нормативный документ, на основе которого был проведен инструктаж.
- Подписи – ставят инструктирующий и работник, подтверждая факт прохождения инструктажа.
- Примечания – раздел, где фиксируются дополнительные сведения, например, об особых условиях работы или специфике маршрутов.
Основные требования к ведению журнала
Для корректного оформления журнала необходимо соблюдать несколько ключевых требований:
- Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации;
- Записи вносятся разборчиво, исправления не допускаются;
- Журнал хранится в течение не менее 3 лет после завершения;
- Ответственность за ведение журнала несет назначенное лицо;
- Инструктаж должен проводиться в полном объеме с разбором возможных ситуаций на дорогах;
- При проведении инструктажа необходимо учитывать специфику перевозок (грузы, пассажиры, спецтехника);
- Контроль за фактическим усвоением материала должен осуществляться с помощью устного опроса или тестирования;
- Запрещено допускать к работе водителей, не прошедших инструктаж и не подписавших соответствующие документы.
Ответственность за несоблюдение требований
Нарушение порядка проведения инструктажа и ведения журнала может повлечь за собой штрафные санкции со стороны контролирующих органов. В соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», работодатели обязаны обеспечивать прохождение инструктажей и фиксировать их в установленном порядке.
Кроме того, несоблюдение требований по ведению журнала может привести к:
- Отказу страховой компании в выплате компенсации при ДТП;
- Повышенному риску аварийных ситуаций;
- Административным штрафам в случае проверки ГИБДД или трудовой инспекции;
- Уголовной ответственности в случае серьезных последствий ДТП;
- Повышенным издержкам компании, связанным с авариями и простоем транспорта;
- Снижению уровня безопасности на дорогах, что может привести к утрате репутации предприятия.
Заключение
Журнал первичного инструктажа водителя – это не просто формальность, а важный инструмент обеспечения безопасности. Корректное ведение этого документа снижает риски ДТП и несчастных случаев на производстве, а также позволяет работодателю избежать юридических последствий. Регулярное и своевременное проведение инструктажей – залог безопасности и профессионализма водителей на дорогах.
Таким образом, ведение журнала первичного инструктажа — обязательная процедура для всех автотранспортных компаний и предприятий, использующих автотранспорт. Только ответственный подход к организации обучения водителей поможет избежать серьезных проблем и сохранить жизни на дорогах.
Соблюдение всех вышеуказанных требований позволит не только соответствовать законодательным нормам, но и сформировать культуру безопасности, способствующую снижению аварийности и повышению профессиональной подготовки водителей.
Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.