Ужесточение требований к грузоперевозчикам в рамках проекта “регуляторной гильотины”, вынуждает работать по международным стандартам, но с сохранением российской оплаты труда. Водители грузовиков не успевают адаптироваться к частым изменениям законодательства. Несмотря на обилие информации о медосмотрах, в т.ч., Приказе Минздрава №266н (Предрейсовый медицинский осмотр) и Минтранса №390 от 2021 года, вопросов не стало меньше. На часть из них ответим, учитывая новые нормативно-правовые аспекты в этой сфере.
Медицинский осмотр водителей грузовиков – обязательный реквизит путевого листа.
Отметка в путевом листе о пройденном предрейсовом медосмотре, запись механика как были, так и остались необходимыми атрибутами первичного документа. Вместо действующего ранее Приказа Минтранса №152, с 2021 года ввели новый – №368 (11/09-20 г.), действующий до 2027 г. Норматив обязателен к исполнению:
1. Юридическими лицами, эксплуатирующими ТС.
2. Перевозчиками коммерческого груза (оказание услуг грузоперевозок).
3. Перевозчиками пассажиров (такси, автобусы, общественный транспорт).
4. Индивидуальными предпринимателями, в т.ч., управляющими грузовиком самостоятельно.
5. При транспортировке людей или грузов (автобусы/грузовики) при наличии договора фрахтования или без него (поездка в личных целях).
Запись о предрейсовом или предсменном медосмотре должна содержать подпись медика с расшифровкой фамилии, дату (число, месяц, год) и время прохождения: часы, минуты. Это может быть штамп, но необязательно. Отметка о послерейсовом мед. осмотре ставится в случае, если автотранспорт использовался для транспортировки опасных грузов или пассажиров.
Регистрировать путевые листы в журнале – обязанность автовладельцев. Регистрационный документ может быть как в бумажном, так и в эл. виде. В последнем случае предусматривается возможность сделать копии бумажных страниц. Сведения, размещенные в эл. формате, заверяются КЭЦП ответственного лица.
Отсутствие предрейсового медосмотра водителей грузовиков равно езде без путевого листа.
Чаще всего проблемы у водителей грузовиков связанные с путевкой – это неверное оформление документа. Отсутствие обязательных реквизитов, таких как предрейсовый медицинский или технический осмотр, равнозначно тому, что поездка осуществляется без путевого листа. Законами РФ перевозка грузов без этого документа запрещена.
За такое, казалось бы незначительное правонарушение водителя, должностных лиц, транспортную компанию подвергнут штрафным санкциям. Кроме этого автотранспорт отправят на штрафстоянку. Если грузовик груженый, придется искать возможность выгрузить товар на другую машину, чтобы доставить груз по назначению. Что соответственно так же придется оплачивать автовладельцу.
Штрафные санкции за непройденный предрейсовый медосмотр водителя грузовика.
В условиях пандемии, выявление подобных админнарушений обойдется бизнесменам в большую сумму штрафа, чем было до пандемии COVID-19. Например, если:
• путевого листа нет или он содержит грубые ошибки;
• отсутствует отметка о прохождении предрейсового медосмотра;
• или технического контроля состояния ТС.
Согласно ст.27.10 КоАП РФ грозит: арест автотранспорта на 2 месяца, изъятие вещей и документов. По ст.12.31.1 части 2 и 3 до 30 тыс. р. за каждый отсутствующий пункт. В зависимости от ситуации и причины, по которой проводится проверка документов у водителя грузового автомобиля, сотрудник ГИБДД может применить ст.20.6.1. Сумма штрафа для:
• ИП составит 30‒50 тыс. р.;
• юрлица: 100‒300 тыс. р.
Хлопоты по вызволению грузовика со штрафстоянки, простой ТС и прочие неприятности, связанные с этими процессами потребуют денежных расходов при отсутствии возможности зарабатывать. Так отсутствующий предрейсовый медицинский осмотр может вылиться в достаточно крупную сумму убытков.
Примечание: Согласно новым правилам лицо, осуществляющее предрейсовый (предсменный) техосмотр ТС, должно числиться в штате транспортной компании. Ранее можно было заключать с механиком соответствующей квалификации аутсорсинговый договор. Положение не касается ИП, управляющих грузовиком самостоятельно.
Время прохождения предрейсового медосмотра водителями грузовика для организаций и ИП указывается в путевом листе по-разному.
В отличие от транспортных компаний, имеющих в штате наемных сотрудников, руководители которых обязаны обеспечить предрейсовый медицинский и технический осмотр до начала рейса (отправки с места парковки) грузовика, ИП имеет право, при управлении автомобилем самостоятельно, доехать на нем до медучреждения для прохождения медосмотра. При этом начало выезда с места стоянки будет предшествовать времени проведения предрейсового мед. осмотра.
Разумеется, при этом нельзя попутно, следуя к медорганизации или СТО, брать для перевозки груз, осуществляя коммерческую деятельность до прохождения мед. обследования водителя и технического контроля состояния автотехники.
Можно ли проходить предрейсовый медицинский осмотр водителям грузовиков дистанционно.
Полномасштабная программа по внедрению повсеместного медицинского контроля водителей с использованием телеметрического оборудования еще не введена. В экспериментальном режиме допускается использовать удаленный медосмотр, регулируемый Законом РФ №258-ФЗ (31/07-20 г.). Форма предрейсового мед. осмотра некоторыми судами не считается противозаконной. При этом необходимо правильно организовать процесс медконтроля и вести документацию в надлежащем виде.
Нужно ли проходить предрейсовый медицинский осмотр водителям грузовиков, находясь в командировке.
Вопрос не однозначный. В Приказе Минздрава №266н; говорится: медосмотр проводится перед сменой или рейсом. Из этого делается вывод, что командировка начинается с момента выезда грузового транспорта из гаража до его возвращения. Многодневная поездка считается одним рейсом. Тогда предрейсовый мед. осмотр проходят только раз, перед выездом авто с места парковки.
Но есть и другое мнение: Маршрут нужно выстраивать так, чтобы по пути водитель грузовика мог пройти медосмотр. Если сделать это невозможно, требуется установить в автомобиле устройство, которое передавало бы измеряемые параметры на пульт оператору (медику).
В крайнем случае предлагают использовать программу-алкотестер с возможностью синхронизации с мобильным устройством или что-то подобное для осуществления контроля. Причем такие программные комплексы уже существуют. Похоже на мазохизм? Согласны. Но боимся, что так и будет. Основание: П-з №835н; п.6, где говорится, что обязательные медосмотры осуществляют на протяжении всего времени нахождения в поездке.
Нужен ли предрейсовый медосмотр водителю грузовика, если он – частное лицо, перевозит груз без путевого листа, используя личное ТС.
Занимаясь подобной деятельность водитель рискует получить штраф. Некоторые юристы, ссылаясь на ч.1 ст.20 Закона №196-ФЗ (10/12095 г.) и №323-ФЗ (21/11-11 г.) считают, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры касаются только лиц в юридическом статусе или ИП. На поставленный вопрос отвечают: Нет, проходить медосмотр не нужно.Но если это происходит систематически, то МАДИ будет применать нормы к водителю, как к юридическому лицу.
Чем радуют наши нормативы, так это тем, что соответствуют древней пословице: Закон – что дышло, куда повернешь, туда и вышло. В той же 20 статье, ч.2 говорится: под требования оформления путевого листа и прохождения предрейсового медосмотра попадают лица, осуществляющие транспортировку груза как в коммерческих, так и в личных целях. Заключившие договор фрахтования и без такового. Ключевое обстоятельство – грузоперевозка.
Нормативная база медосмотров, которые обязан проходить водитель грузовика при транспортировке опасного груза.
Следуя ст.23 Закона №196-ФЗ, кроме предрейсового медосмотра, шофера обязаны проходить:
1. Предварительный осмотр при зачислении в штат организации на должность водителя (перед экзаменом на получение В/У, открытии новой категории).
2. Периодический: на соответствие профпригодности по состоянию здоровья – раз в 2 года. Если сотруднику не исполнилось 21 – каждый год.
3. Послерейсовый (послесменный) – при транспортировке ОГ является обязательным требованием.
4. Внеочередной – при перевозках опасных грузов, согласно установленному классу вредных условий труда по аттестации СОУТ.
Последний пункт регулируется новыми нормативно-правовыми актами №988/1420 (1/04-21 г.) с 29н, которые заменяют в рамках проекта “регуляторной гильотины” Приказ Минздрава и Социальной защиты №302н (12/04-11 г.). Не забывайте об изучении ДОПОГ – европейском стандарте транспортировки опасных грузов.
Медицинский осмотр водителей грузовиков, выезжающих за границу.
Международные перевозчики, имеющие Представительство в РФ либо российские грузоперевозчики, выезжающие в страны СНГ и Европы, должны руководствоваться заключенными между государствами соглашениями. Медицинский осмотр проводится согласно Правил той страны, на территории которой находится водитель.
Дополнительные требования предъявляются к лицам, пересекающим границу, в связи с пандемией COVID-19. Какие нормы будут применимы на момент поездки предсказать невозможно (например, карантин в 14 дней для водителей во многих странах отменили). Возможно, проверят по QR-коду наличие прививок, до пункта назначения придется добираться окольными путями или обяжут пройти быстрый тест.
Новое Постановление Правительства об электронном документообороте – изменение ПДД РФ.
С 2021 года действует Постановление П-ва РФ (некоторые подразделы вступают в силу с 2022) №2200 (21/12-20 г.), регламентирующие Порядок грузоперевозок. Водители грузовиков могут пользоваться электронной формой перевозочных документов, которые равнозначны бумажным. Изменения Правил Дорожного Движения относятся к п. 2.1.1 – Грузоперевозки, в т.ч., международные.
Заключение: медицинским осмотрам водителей уделяется особое внимание в связи с пандемией. Не исключено, что электронный контроль ужесточат. Выполнение требований, данных о прохождении предрейсового и прочих медосмотров (наличие прививок) будут отслеживать централизовано. Электронное кольцо сжимается. Надеемся, у вас не будет проблем ни с работой, ни со здоровьем.
Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.