Предрейсовый технический осмотр транспортных средств
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00

[Порядок 2024] Предрейсовый (предсменный) технический контроль автотранспорта

[Порядок 2024] Предрейсовый (предсменный) технический контроль автотранспорта

Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.

2024 Новые нормативы, касающиеся технического состояния транспортных средств обязаны выполнять юрлица и ИП, эксплуатирующие автомобили. Требования предрейсового техконтроля по устранению неисправностей должны знать не только автомеханики но, и водители. Как и каким законам следовать, чтобы избавиться от штрафов, сохранить технику, грузы, здоровье и жизни людей.

Статистика: кривая ДТП в России со смертельным исходом за последние 9 лет заметно снизилась. В 2010 зафиксировано: 26 567 погибших; в 2019 – 16 981 человек. На 50 тыс. меньше получивших травмы. Всего с 2000 по 2019 год в авариях погибло: 522 251 чел.; серьезно травмировано – 4 802 081.

Справедливости ради нужно сказать, меньше всего аварий случается по причине поломки автотранспорта – менее 1% от общего количества. За 2022 год – это около 1500 ДТП. Судя по цифрам немного, но для близких каждый погибший – трагедия невосполнимой утраты.

Ответственность за выпуск на линию исправного транспорта несет работодатель. Поэтому все убытки, причиненные в ДТП по недосмотру за транспортным средством или игнорирование требованиями Минтранса РФ, несет транспортная компания. Чтобы их минимизировать, проводят пред-; послерейсовый технический контроль состояния автотехники по строгим Правилам.

Все нормативные требования предрейсовых (предсменных) технических осмотров

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 “О Правилах дорожного движения” (вместе с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”)
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
  4. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 “Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и”
  5. Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2017 г.
  6. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 “Об утверждении требований к тахографам”.
  7. Приказ Минтранса № 390 от 28.09.2022г. ( рассказывает о правилах заполнения путевых листов).

Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №9 от 05.05.2021.

Правила и Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств регламентированы Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только транспортные средства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль, не имеют поломок.

Время проведения осмотра техсостояния транспортного средства

Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства осуществляется до того, как автомобиль покинет  парковку (гараж), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный – в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный технический осмотр.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись. Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность транспортного средства.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре.

Когда путевой лист с отметкой контролера обязателен

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр автомобиля

Предрейсовый осмотр транспортного средства проводит ответственный за техническое состояние автотехники, который назначается внутренним распоряжением руководящего состава автопредприятия. Проводить предрейсовый технический контроль, делать запись в путевом листе может автомеханик, обладающий документальным подтверждением профильной квалификации, соответствующей требованиям Приказа №287.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического
состояния транспортных средств
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3
№ п/п Образовательный стандарт
(код группы)
Профобразование и
квалификационные требования
Требования к стажу или опыту работы по специальности
1 23.02.03 диплом по специальности
“Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”
стаж (опыт) работы
не требуется
2 23.00.00
за исключением
23.02.03
диплом  по специальности
“Техника и технологии наземного транспорта”
стаж (опыт) работы
не менее 1 года
3 23.00.00 специальности, не из группы  “Техника и технологии наземного транспорта”
+ профпереподготовка:
квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств
стаж (опыт) работы
не требуется

При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств

Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.

Примечание: Предрейсовый техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).

Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции  присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:

Тормозные системы

Нарушения:

  • эффективность торможения отличается от заданных ГОСТом;
  • нарушена герметичность тормоз. привода;
  • падение давления воздуха при заглушенном двигателе;
  • не работает монометр;
  • стояночная т/с не фиксирует неподвижность.

Рулевое управление

Неисправность: суммарный люфт выше норм требуемых для каждого вида транспорта.

Внешние световые приборы

Нарушения:

  • изменены параметры световых элементов автомобиля, которые отличаются от предусмотренных для данной модели (кроме снятых с производства) производителем;
  • настройка фар отличается от заданных ГОСТом;
  • грязные или неработающие элементы, в т. ч.. световозвращатели;
  • использование ламп не соответствующих модели конструкции (нет отражателей);
  • присутствие маячков и прочих световых сигналов, если они не предусмотрены производителем (исключая зарегистрированные и распознавательные знаки гос. служб).

Стеклоочистители, стеклоомыватели ветрового стекла

Неисправность: не работают “дворники” или омыватели лобового стекла.

Проверка колеса и шин

Что проверяют:

  • изношенность шин, чтобы не превышала предусмотренных стандартных лимитов для конкретной категории (согласно “Техрегламента” Т/С) автомобиля;
  • наличие повреждений резины: корд, порезы, разрывы, расслоение и пр.
  • все ли болты закручены, нет ли трещин, “разбитых” отверстий, изогнутых повреждений диска, ободьев и пр.;
  • соответствуют ли шины модели авто;
  • нет ли на 1 оси шин разного размера, рисунка протектора, назначения (зим./летн.) и пр.

Проверка двигателя ТС

Что проверяют:

  • выхлопные газы на соответствие ГОСТам;
  • герметичность сист. питания;
  • сист. вывода отработанных газов;
  • сист. вентиляции картера;
  • уровень шума в соответствии с ГОСТами.

Примечание: В данном случае используются ГОСТы и стандарты, регламентированные Постановлением Пр-ва №767.

Контроль прочих элементов автотранспорта

Не допускаются на линию ТС, в которых во время проведения предрейсового технического осмотра обнаружены поломки других узлов, отсутствие предусмотренных или установленных, но непредусмотренных конструкцией автомобиля элементов. Полный перечень узлов и систем, которые необходимо проверять при предрейсовом осмотре  автомобильного транспорта отражен в Приказе Минтранса РФ №296-ФЗ. Основой послужил техрегламент таможенного союза №877 (9/12-11 г.) и ПП №1090.

Что проверяют:

  1. Зеркала заднего вида.
  2. Звуковой сигнал.
  3. Шторы, степень тонировки, прочие элементы, мешающие обзору.
  4. Замки, запоры, двери крышку топл. бака.
  5. Свет в салоне (автобус).
  6. Регулировку водительского кресла.
  7. Кнопки запора дверей, остановки (автобус), аварийные, противоугонные устройства.
  8. Подогрев, обдув лобового стекла.
  9. Дверной привод.
  10. Спидометр и тахограф, если полагается.
  11. Задние грязезащитные элементы.
  12. Тягово-; опорносцепной узел.

Убеждаются в наличии и работоспособности:

  1. Медаптечки, огнетушителя, знака авар. остановки.
  2. Противооткатных упоров (min. 2 шт.), когда полагается.
  3. Ремней безопасн. или подголовников, предусмотренных конструкцией.
  4. Крепления “запаски”.
  5. Фиксирующих и опорных устройств на полуприцепах.
  6. Уплотнителей всех узлов автотехники.
  7. Соответствие маркировки газов. баллонов техпаспорту (для транспорта их использующих).
  8. Госномер, в т. ч., его крепление.
  9. Изменений конструкции без регистрационного разрешения уполномоченных структур безопасности.

Также проверяются иные узлы и системы автомобиля, имеющего конструктивные особенности, предусмотренные производителем либо установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.

Отметка контролера

Когда при предрейсовой проверке автомобиля не выявлено конструктивных нарушений, нерабочих узлов (систем), автомеханик в путевом листе прописывает:

  • время проведения контроля (до минут);
  • дату (число, день, год);
  • личную подпись (рядом фамилию + инициалы).

В случае, когда оценка работоспособности некоторых систем проводилась не должным образом, без инструментов диагностики, автовладелец имеет право потребовать перепроверки автомобиля на должном уровне. Автомеханик, осуществляющий осмотр, обязан выполнять свои обязанности добросовестно, хотя бы потому что несет материальную ответственность за качество произведенных работ.

Журнал предрейсового технического контроля

В обязанности контролера-автомеханика входит ведение Журнала, где фиксируют сведения о ТС, осмотре, лице, его проводившем. Документ должен находиться на автопредприятии или у ИП. Если имя контролера по каким-то причинам неизвестно, данные заполняет лицо, назначенное руководством.

Например, не имея собственного квалифицированного контролера, заключают договор со Станцией Техобслуживания, где работают специалисты с нужной аттестацией. Запись в журнале должен заверить механик, проводивший оценку состояния авто.

Какие данные отражают в Журнале учета предрейсового технического осмотра

  • марку и модель ТС;
  • госномер;
  • ФИО водителя, если есть;
  • ФИО контролера, если известно;
  • время и дату осмотра;
  • пробег автомобиля на момент проведения контроля;
  • отметку о прохождении предрейсового технического контроля, штамп;
  • подпись лица, оценивающего техническое состояние автомобиля.

Список можно расширить, добавив сведения об особенностях используемого транспорта. Журнал предрейсового технического осмотра транспортного средства разрешено вести в двух видах: 1). бумажном; 2). электронном. Альбомный вариант требуется:

  • пронумеровать;
  • прошить;
  • заверить подписью должностного лица;
  • печатью автопредприятия.

При проверке надзорными органами, подтвердить реальность проводимого техконтроля могут по этому журналу.

Образец журнала учета техосмотра

 

Когда применяется второй вариант, сведения в книге учета заверяют усиленной квалифиц. эл. подписью контролера (УКЭЦП). Эл. документы год хранятся в БД. Необходимо предусмотреть возможность распечатки страниц электронного формата на бумаге и собрать в книгу.

Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства

Задача руководителей предприятий, включая ИП, физлиц – обеспечение безопасности работы водителей, пассажиров, перемещения материальных объектов в соответствие с нормативом №398-ФЗ с поправками 2018 года. Субъекты обязаны:

  1. Соблюдать режим труда и отдыха.
  2. При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
  3. Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
  4. Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
  5. Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
  6. Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
  7. Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
  8. Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
  9. Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
  10. Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.

Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.

Административная ответственность

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3
Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС
1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на индивидуальных предпринимателей 30 000 р.
4 на юридических лиц 30 000 р.

Исходя из судебной практики, к ответственности привлекаются за малейший недосмотр. Например, предрейсовый контроль ТС проводился, но в путевом листе отсутствовало указание времени осмотра, хотя в журнале учета оно стояло. Несмотря на это ИП назначили штраф – 30 000 рублей. Прим.: по данной статье наказание юрлиц и ИП равны.

Остались вопросы?

Задайте их сейчас, позвонив по телефону +7(966)364-80-05

Напишите нам

ООО «Предрейсовые технические осмотры».
Предрейсовые техническиеские осмотры, медицинские осмотры-путевая документация под ключ.

г. Москва, ул. Мельникова, д. 5
Пн-Вc – с 9:00 до 19:00
Style switcher Reset
Body styles
Custom Color
Main color
Accent color
Background image
Patterns