Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.
Эвакуаторщики проходят предрейсовый медицинский осмотр согласно Порядку и Правилам Приказа Минтранса РФ №835н (15/12-14 г.), как все водители транспортных средств. Управление спецтехникой и работа с грузом высокой стоимости – автомобилем, накладывает на лиц, управляющих эвакуатором большую ответственность. Ошибки или техническая неисправность транспорта (приспособлений для погрузки/выгрузки ТС) приведет к тому, что придется выплачивать огромные средства за причинение ущерба владельцам авто.
Водители эвакуатора проходят предрейсовый осмотр по алгоритму
Требования российского законодательства (Закон №196-ФЗ ст.ст.20 и 23 (10/12-95 г.)) по организации, покрытию расходов и обеспечению прохождения водителями-эвакуаторщиками предрейсового осмотра лежит на руководстве транспортной компании – владельцах спецтехники. К ним относят:
• юридических лиц;
• физических;
• индивидуальных предпринимателей;
• в т.ч., ИП, управляющих эвакуатором самостоятельно.
При отсутствии противоречий для организации медосмотров можно руководствоваться Письмом Минздрава 2510/9468-03-32, где регламент Порядка №835н приведен более подробно. Документ не является нормативно-правовым актом, поэтому носит рекомендательный характер. В нем имеются Приложения бланков и форм, которыми пользуются медицинские работники при необходимости проведения анализа мочи, составления протокола трезвости, направления в поликлинику или иное медзаведение, где водителю подтвердят диагноз, предоставят квалифицированную медицинскую помощь.
Водителей эвакуаторов осматривает медицинский работник
Вариант I В крупных автопарках предсменный медосмотр проводится штатными медсотрудниками. Для этого на предприятии оборудуют медкабинет в соответствие с нормативными требованиями к его оснащению (Приложение № 2 к Письму Минздрава). На ведение мед. деятельности получают государственную мед. лицензию. У руководства транспортного предприятия есть ряд обязательств по работе медпункта и контролю за деятельностью медперсонала.
Вариант II Если создание собственного медкабинета нерентабельно, заключают договор с медицинской организацией, оказывающей услуги по предрейсовым (предсменным) медосмотрам. Работодатель обязан, выдав работникам путевой лист, доставить их в медучреждение для прохождения медобследования. Это может быть крупная транспортная компания, где есть медкабинет и штатные медики. Получив допуск врача, сотрудник вправе приступить к трудовым обязанностям.
Вариант III Если оба способа организации предрейсового медосмотра не подходят, для его проведения можно заключить договор, привлекая к работе медика, имеющего сертификат, подтверждающий право и компетенцию в оказании услуг предрейсового мед. осмотра. При этом лицо, работающее таким образом, должно являться лицензированным ИП, без зачисления в штат транспортной компании. При этом необходимо выделить специальное место, где будет проводиться предсменный медицинский осмотр. Медкабинет со спец. оснащением потребуется, хотя получать лицензию для этого не надо.
Какая правильно осмотреть водителей эвакуатора.
Транспортные компании заинтересованы в том, чтобы ТС не попало в ДТП. Тем более из-за состояния здоровья, усталости, технической поломки транспортного средства. Если руководители некоторых организаций считают предрейсовый осмотр обременительной обязанностью и рады ее как-нибудь обойти, выполнить требования спустя рукава, то с эвакуаторщиками вопрос решается по-другому. Слишком велика цена ответственности, которую в первую очередь несет работодатель. Оплатить ремонт покореженного автомобиля самому виновнику- эвакуаторщику не по карману, но придется, если пострадавший обратится в суд.
Предрейсовый медицинский осмотр проходят так, как положено. Путевые листы заполняют в соответствие с требованиями. Потому что нередко приходится работать совместно с представителями ГИБДД. Это накладывает свой отпечаток – документы должны быть в полном порядке, а водитель – в отличной форме. Профессия эвакуаторщика, особенно в крупных городах, считается высокооплачиваемой, а потому высококонкурентна. В этой профессии, как везде, есть свои издержки:
1. На работу не возьмут водителя, не имеющего минимум трехлетнего эвакуаторного стажа.
2. Руководство за каждое нарушение штрафует.
3. Работать приходится больше, чем того требуется по трудовому законодательству.
4. Часто ремонт эвакуатора приходится производить за свой счет.
5. В технических проблемах нужно разбираться не хуже профессионального механика.
Некоторым о высокой зарплате приходится только мечтать. Постоянной работой обеспечены не все, за место на рынке труда приходится бороться. Работодатель, понимая риски профессии, вряд ли выпустит шофера эвакуатора на линию без прохождения предрейсового медицинского осмотра.
Отстранение водителей от управления эвакуатором при предрейсовом медицинском осмотре.
Несмотря на то, что медперсонал имеет общие инструкции, как поступать при отстранении сотрудника от управления транспортным средством, эти мероприятия согласовываются с руководством автопарка. Должностные лица, обязаны первыми знать о том, что подчиненный отстранен, по какой причине, чтобы скорректировать рабочий процесс, найти выбывшему замену.
Предпринимаемые действия закрепляют в виде Приказа или Распоряжения. Медики и водители, если нет нарушения законодательства, должны их выполнять. Некоторые пункты, касающиеся аттестации на алкогольное или наркотическое опьянение находят отражение в трудовом договоре между эвакуаторщиком и работодателем.
Причины отстранения водителей от управления эвакуатором при предрейсовом медицинском осмотре.
1. Наличие симптомов, препятствующих вождению: плохое самочувствие; обострение хронич. заболевания; зубная, головная или боль в ушах; проблемы со зрением; болевые ощущения в области брюшины или груди.
2. Повышенная температура (более 37°): в связи с пандемией коронавируса измеряется обязательно, т.к., является одним из симптомов инфицирования.
3. Сбой в работе сердца (частота пульса выше или ниже нормы).
4. Показания AD не соответствующие общепринятой норме, в некоторых случаях – индивидуальный параметр определенного сотрудника.
5. Состояние опьянения или нахождение под действием психотропного вещества. В этом случае производится контроль трезвости. Составляется протокол (дальнейшие действия можно согласовать с руководством транспортной организации).
Согласно нормативам водитель является в медкабинет на осмотр с путевым листом. В некоторых организациях, когда диспетчерская и медпункт расположены рядом, сотрудник сначала получает медицинское добро на управление ТС, потом берет путевку и ставит в ней отметку врача. Если же медобследование происходит за пределами автопарка, путевка на руках обязательна. Тогда, по договоренности с руководством, если работник отстранен, медсотрудник оставляет ее у себя, потом передает в транспортную организацию. Без допуска медика, путевой лист недействителен и шоферу уже не нужен.
Направление водителя эвакуатора в поликлинику на освидетельствование
Если при прохождении предсменного медицинского осмотра медик обнаружит симптомы заболевания, препятствующие управлению эвакуатором, выписывает направление в поликлинику или медучреждение для установления точного диагноза и получения квалифицированной медпомощи специалиста. В документе указывает время и причины отстранения от работы, изложенные в произвольной форме. Для этого можно использовать бланки Приложения к Письму Минздрава.
Когда есть симптомы опьянения, но алкотестер этого не отражает, медик имеет право провести тестирование мочи на выявление признаков содержания алкоголя, в том случае, если имеет высшее медицинское образование. Медработник со средним медобразованием выписывает направление в поликлинику, где проведут необходимый анализ мочи или крови.
Врач поликлиники на основании проведенного обследования устанавливает, может ли пациент исполнять рабочие обязанности или нет. В последнем случае оформляется больничный лист. Если причин для отстранения нет, выдается заключение, что обратившийся может управлять эвакуатором.
Нужен ли путевой лист водителю эвакуатора.
Выполнение требований по обязательному проведению предрейсового (предсменного) медосмотра эвакуаторщиков и заполнение путевого листа- задача работодателя, которую контролируют инспекторы по охране труда (ст.212; 213; 214 ТК РФ). Соблюдать режим работы обязаны все, особенно если деятельность связана с управлением транспортных средств. Нарушения в этой сфере есть, они известны. О переработке не скрывая заявляют при зачислении водителя в штат. Как этот вопрос утрясают с трудовой инспекцией, непонятно. Тем более, эвакуаторщики постоянно сталкиваются с тем, как по причине усталости, недосыпания, опьянения совершаются ДТП.
Если из-за некачественного предрейсового медосмотра или переработки эвакуаторщик станет участником аварии с потерпевшими, ответственность понесут должностные лица транспортной организации и медперсонал, халатно отнесшийся к своим трудовым обязанностям. Например, за причинение вреда здоровью по неосторожности, согласно УК РФ ст. 143 минимальное наказание – 400 000 рублей, не считая компенсации за причиненный материальный ущерб, не покрытый страховкой.
Заключение: Предрейсовый медицинский осмотр водителей эвакуатора – неотъемлемая часть работы. Руководитель вряд ли станет игнорировать это требование, если постоянно приходится сотрудничать совместно с органами ГИБДД. А вот нарушение режима труда и отдыха подчиненных полностью лежит на совести работодателя. К сожалению в России, как и странах СНГ, закон не выполняется многими.
Некогда добытое революционным путем достижение – семичасовой раб. день, попрано. Если работать положенные 8 часов с выходными, ничего не заработаешь. Нужно помнить, медперсонал несет ответственность, допуская не отдохнувшего и не выспавшегося шофера к управлению ТС. Жаль, что даже те, кто должен являть собой образец выполнения нормативных требований к перевозчикам, сам их нарушает.