Лишение прав за систематическое нарушение ПДД - Предрейсовые технические осмотры
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Данная статья относится к рубрике, посвященной законопроектам, которые планируют принимать в будущем. Документы не действующие, вероятность внесения изменений в законодательство сложно определить. В тексте рассмотрены систематические нарушения ПДД, за которые будет предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения.

Суть предлагаемого нововведения

Важная часть обеспечения безопасности на дорогах — профилактика ДТП путем коррекции поведения водителей. В систему включены юрисдикционные и неюрисдикционные элементы. К первой группе относятся меры предупреждения правонарушений участников движения, в том числе административные наказания. Отдельные санкции предусмотрены за повторные нарушения. Законопроект № 226369-6 предлагает внести изменения в ст. 28 закона № 196-ФЗ и ст. 12.38 КоАП.

В СССР применялось накопление баллов за серьезные нарушения ПДД. У сотрудников ГАИ были дыроколы для создания отверстий в талонах. В 90-е годы ввели баллы, после накопления 15-и водителей на год лишали прав. Со временем в РФ баллы отменили, однако в других странах такая система работает до сих пор. Возврат в России обсуждается более 10-и лет, законопроект представлен В. Лысковым и главой МВД И. Зубовым, относится к главе 12 КоАП. Генерал пояснил, что нововведения относятся к водителям, постоянно нарушающими ПДД, таких в стране более 40%.

В новой статье 12.38 КоАП предлагается лишать прав водителей, трижды за год допустивших грубые нарушения ПДД. Отсчет периода начинается от даты вступления в силу постановления за предыдущее правонарушение. Максимальное количество баллов двести. Если у злостного правонарушителя водительского удостоверения никогда не было или невозможно применить лишение удостоверения, ему начислят штраф. За каждые 100 рублей штрафа добавляется 1 балл.

Данные камер учитываться не будут, так как информация из них предназначена исключительно для назначения штрафов. Все  нарушения должны быть зафиксированы инспекторами ГИБДД.

Какие нарушения ПДД относятся к систематическим

Систематическими считаются грубые нарушения, за которые административное наказание назначено 3 или более раз.

Перечень статей КоАП в законопроекте № 226369-6:

  • пункты 3-7 ст. 12.9 — несоблюдение скоростного режима, в том числе повторное;
  • п. 1, 3 ст. 12.10 — нарушение правил пересечения ж/д путей;
  • п. 1, 3 ст. 12.12 — пересечение перекрестка при запрещающем жеста инспектора ГИБДД, на красный свет;
  • п. 2 ст. 12.13 — отказ уступить дорогу на перекрестке;
  • п. 2, 3 ст. 12.14 — отказ выполнить требование уступить дорогу, несоблюдение правил разворота;
  • п. 4, 5 ст. 12.15 — выезд на встречку, трамвайные пути встречного направления;
  • п. 2 ст.12.16 — нарушение правил разворота, поворота налево;
  • ст. 12.18- отказ уступить дорогу велосипедисту, пешеходу.

Штраф начисляется за четвертое и все последующие нарушения в течение года, по истечение этого срока санкция «сгорает».

Мнения автомобилистов, юристов

Автовладельцы и водители считают, что сначала нужно изменить содержание гл. 12 КоАП. Размер штрафов и других наказаний в многих ситуациях некорректный, за незначительные лишают прав, за серьезные назначают штрафы. Требуется разделение правонарушений по степени тяжести, только потом можно вводить баллы.

Выражается надежда, что при втором чтении будут удалены спорные пункты. Например, пересечение сплошной не всегда намеренное, разметка стирается, зимой закрывается снегом. В мегаполисах пешеходные переходы перегружены, применить ст. 12.18 можно к любому водителю.

Юристы считают, что применять баллы нельзя, если в конкретной статье имеется пункт, предусматривающий санкции за повторные нарушения. Непонятен порядок начисления за последующие правонарушения, наказание может оказаться аналогичным. Неучет нарушений, зафиксированных техническими средствами, ставит в неравное положение водителей, совершивших правонарушения по п. 5 ст. 12.15 и п. 7 ст. 12.9.

В научные публикациях отмечается недостаточная эффективность для реального уменьшения количества ДТП. Система баллов может быть эффективной при высоком качестве законодательной базы. Недоработки и ошибки необходимо устранить. В существующем варианте за одно правонарушение будут назначаться 2 наказания, разбалансированность существующих правил увеличится. Необходимо исключить из статей пункты, определяющие наказания за повторные нарушения. Желательно так же дать точное определение термина «систематичность».

Выводы

Эффективность штрафов доказана временем, однако остается возможность злоупотреблений. При своевременной оплате закон формально не нарушается, обеспеченные автовладельцы могут пренебрегать правилами и постановлениями. У невнимательных, халатных водителей нет стимула к повышению качества вождения. Если штраф с точки зрения водителя выгоден, он обязательно будет нарушать. Если говорить о законопроекте, то новые правила стоит применять лишь для самых серьезных нарушений, существующий перечень не совсем корректный.

Законодателю стоит учесть опыт других стран:

  • определять количество баллов в зависимости от тяжести правонарушения;
  • определить отдельный порог для начинающих водителей;
  • заставить сдавать экзамены по окончании периода лишения прав;
  • при отсутствии нарушений повысить лимит баллов.

Только такой подход позволит уменьшить количество ДТП, сократить травматизм и смертность.

В апреле 2023 года Госдума отклонила данный законопроект как неактуальный (ст. 123 регламента Госдумы). Депутаты считают, что вполне достаточно статей УК, разработанных для повторных нарушений. Если что-то сменять, то стоит начать с определения санкций за агрессивное вождение. Юристы считают, что необходимо уделить внимание отношению судей к рассмотрению дел, связанных с нарушениями ПДД. В судах учитывается только мнение автоинспекторов, отклоняются дополнительные доказательства и показания свидетелей, много несправедливых постановлений.

Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.

Как правильно проводить предрейсовый медицинский осмотр.

Остались вопросы?

Задайте их сейчас, позвонив по телефону +7(966)364-80-05

Напишите нам

ООО «Предрейсовые технические осмотры».
Предрейсовые техническиеские осмотры, медицинские осмотры-путевая документация под ключ.

г. Москва, ул. Мельникова, д. 5
Пн-Вc – с 9:00 до 19:00
Style switcher Reset
Body styles
Custom Color
Main color
Accent color
Background image
Patterns