Категория водительских прав-это те транспортные средства, которые имеет право эксплуатировать водитель в соответствии с пройденным обучением, стажем вождения и наличием водительских прав.
Водительские права меняли внешний вид несколько раз в течение последних лет. На данный момент весь транспорт разделен на 16 видов. Управлять можно разрешается только транспортными средствами, обозначенными в удостоверении. За несоблюдение данного правила налагается штраф 5-15 тыс. рублей.
Какие категории, подкатегории водительских закреплены в Законодательстве РФ
Транспорт на двух колесах делится на 3 категории, к категории В добавлены В1 и ВЕ. Автомобилями считаются так же отдельные виды автобусов и грузовиков. Категория С дополнена С1, СЕ, С1Е , категория D — D1, DE, D1E. Троллейбусы относятся к Tb, трамваи к Tm.
Водительские права с «A»
Если присвоена категория A, разрешено управлять любым мотоциклом (в том числе с коляской), мотоколяской, транспортом на трех/четырех колесах с весом до 400 кг. Транспорт с мощностью до 11 кВт, объемом двигателя до 125 см3 числится в категории А1, удостоверения выдаются с 16-и лет.
При наличии категория А автоматически присваивается А1 и М (для мопедов и легких квадрициклов с объемом двигателя до 50 см2 или электромотором с мощностью до 4кВт, скоростью до 50 км/ч). Управлять этим видом транспорта могут владельцы прав других категорий, кроме трактористов-машинистов и лиц с иностранными удостоверениями. Категория М обычно присваивается автоматически при замене прав.
Удостоверения с «B»
Такие права в РФ выдают чаще остальных для управления легковыми авто, внедорожниками, небольшими грузовиками и автобусами:
- с массой до 3,5 тонн;
- с количеством сидячих мест до 8-и;
- с прицепом (вес до 750 кг);
- с прицепом с массой от 750 кг при весе состава до 3,5 тонн (подкатегория «BE»).
При наличии категории B допускается управление гибридными автомобилями с любой трансмиссией без отдельной отметки в удостоверении. B1 для управления квадрициклами и трициклами открывается автоматически,
Экзамены можно сдавать с 16-и лет, но права выдаются лишь после совершеннолетия.
Важно! На квадроцикл и снегоход требуются отдельные права!
Удостоверения с «C»
Такие права требуется для легковых авто с весом от 3,5 тонн и грузовиков с прицепами с весом не более 750 кг. Для машин с массой до 3,5 тонн эта категория не подходит.
C1 — вариант для грузовиков с весом 3,5 — 7.5 тонн (ст. 25 закона № 196 -ФЗ). Допускается использование легкого прицепа (до 750 кг). C1 присваивается автоматически при наличии C.
Для использования прицепа с массой более 7,5 тонн (состава с весом до 12 тон) нужна категория CE с прохождением обучения и сдачей экзаменов. Стаж управления грузовиком от года, возраст от 21-го года. C1E присваивается автоматически при наличии CE.
Удостоверения с «D»
Отметка D требуется для управления автобусами с любой массой, в том числе с прицепами, вес которые не превышает 750 кг. Такое удостоверение дает возможность водить маршрутное такси, одно- и двухэтажный туристический автобус. Исключение составляют двойные модели и модели с «гармошкой».
Для небольших автобусов достаточно подкатегории D1, позволяющей управлять Газелью, РАФ-2203 с количеством сидячих мест 9-16. Допускается использование прицепа с массой до 750 кг. Сдать экзамены и получить права можно после достижения возраста 21 год.
Категории DE и D1E предусмотрены для управления сочлененными автобусами с количеством мест до 16-и, использования тяжелых прицепов при суммарной массе состава до 12 тонн. D1E присваивается автоматически при наличии DE, стаже в D от года.
Важно! Категорию E заменили BE, CE, C1E, DE, D1E.
Права с «Tm, Tb»
Эти категории появились в 2016 году, заменили записи в «особых отметках». Для управления другим транспортом необходимо открывать дополнительные категории. Продолжительность учебы от 200 часов, кандидаты проходят ужесточенную медкомиссию, экзамены сдают с 21-го года.
Особенности открытия категорий, подкатегорий водительских прав
Право управлять любым транспортным средством предоставляется лицам, имеющим водительские удостоверения, соответствующим всем требованиям по возрасту и здоровью. Каждая категория открывается после освоения вождения конкретного вида транспорта. Удостоверение одно, категорий/подкатегорий может быть несколько.
Ограничения по возрасту:
- М, А1 — с 16-и лет;
- A,B, В1, C, С1 — с 18-и лет;
- ВЕ, СЕ, С1Е — с 19-и лет;
- автобусы, Tm, Tb — с 21-го года.
На категории В и С обучение можно проходить с 17- лет, права выдаются после совершеннолетия.
Использовать прицеп можно лишь спустя год после присвоения дополнительной категории.
Если необходимо получить дополнительную категорию, нужно пройти курс обучения в автошколе (самостоятельное учиться нельзя) и сдать экзамены, для каждой категории они отличаются.
Чтобы получить A, А1, М, B1, сдается теория и вождение на автодроме, для В нужно уметь начать движение на склоне, проехать по эстакаде, заехать задним ходов в ворота, выполнить поворот на 90о, развернуться, припарковаться. Для C, D, C1, D1 водитель демонстрирует навыки не только на площадке, но и в условиях города.
После обучения управлению на машине без механики для получения отметки АТ нужно пересдать теоретический и практический экзамен. Водителю с отметкой АТ запрещено управлять авто с механической коробкой без обучения и сдачи экзаменов.
Если требуется категория, которая не присваивается автоматически, в подразделение ГИБДД нужно подать:
- заявление;
- паспорт;
- документ, подтверждающий место пребывания/регистрации;
- медицинскую справку;
- сертификат, подтверждающий прохождение обучения;
- квитанцию, удостоверяющую оплату пошлины;
- старое удостоверение.
До подачи заявления необходимо оплатить штрафы, сделать копии всех прилагаемых документов.
При замене прав по любой причине в новый документ переносятся все категории/подкатегории, новая М ставится всегда. Если есть В, поставят В1, при наличии
С, подарят С1. При наличии В, С, D, Е проставляются СЕ и DE., это значит, что пользоваться прицепом с легковым авто нельзя. На самом деле это нарушает требования закона. Если в отделении ГИБДД это не признают, стоит обратиться в суд, практика положительная.
Автор экспертной статьи: инженер, специалист по обеспечению БДД Женкин С.А.
Как правильно проводить предрейсовый медицинский осмотр.