Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.
Обеспечение и организация предсменных медосмотров предполагает, что решение проблем скажется на финансовой прибыли. Появляются заявления, а нужен ли мед. осмотр вообще. Не являются ли требования закона РФ профанацией.
Положение об организации и порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей в современном виде уходит корнями в советские годы. С появлением многообразия форм собственности, возможности вести деятельность не находясь под крылом крупной транспортной компании, у руководителей и ИП возникает ряд трудностей.
Нужен ли предрейсовый (послерейсовый) медосмотр.
Разумеется, раз закон требует, деваться некуда. Хочешь или нет, но выполнять его придется. Вопрос насколько он необходим, до сих пор вызывает споры. Ведь жили когда-то без предсменных и послесменных мед. осмотров. Что они дают, кроме выкачки средств, да неудобств с поиском возможностей его прохождения. Действительно, медосмотр сотрудников перед началом рабочего дня проводился не всегда. я предсменных медосмотров предполагает, что решение проблем скажется на финансовой прибыли. Появляются заявления, а нужен ли мед. осмотр вообще. Не являются ли требования закона РФ профанацией.
Предрейсовый медосмотр: прибыль или убытки
Появлением положений об обязательном проведении пред-, послерейсового медицинского осмотра автотранспортные организации и водители частных такси обязаны руководителям железной дороги времен СССР. В 65 году внутренним распоряжением, в отдельно взятой организации, ввели обязанность прохождения предсменного медосмотра сотрудников.
Эффективность нововведения превзошла все ожидания. Кривая травматизма на производстве резко пошла вниз. После этого эксперимента обязательное проведение ПМО постепенно внедрили на всех автопредприятиях. Провели исследование статистических данных и получили ошеломляющие результаты.
Статистика о введении медосмотров перед рейсом на примере предприятий “Мосавтотранса” показала следующее. Сравним сведения за 77 и 78 годы по ДТП, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения.
- Количество аварий снизилось на 57,9%.
- Экономическая прибыль составила: на 1 вложенный р. – от 6 до 9 рублей прибыли.
Положение о предрейсовых медосмотрах водителей
Со временем положение, регулирующее медицинскую деятельность, связанную с проведением ПМО вылилось в обязательное получение лицензии медорганизациями на данный вид услуг. Медперсонал обязан пройти 36-часовую Программу обучения по алгоритмe проведения предрейсового осмотра водителей: выявлению состояний алкогольного, наркотического опьянения, анализа психического поведения и пр. Подготовка осуществляется наркологическими отделениями больниц регионально-городского или краевого уровня.
Приказ о предрейсовом (послерейсовом) медосмотре
В конце 1995 года вошел в силу Закон №196-ФЗ “О безопасности ДД”. На законодательном уровне утверждено (ст. 20, ч. 1), что пред- и послерейсовый медицинский осмотр обязателен для водителей. Обеспечивает снижение уровня безопасности на дорогах по причине выявленных нарушений здоровья, препятствующих управлению ТС.
Примечание: Проведение медосмотра после завершения рейса (смены) обязательно только для водителей, перевозящих пассажиров или опасные грузы. Внутренним распоряжением руководитель транспортной компании может ввести данный вид медосвидетельствования сотрудников, но выполнение приказа – дело добровольное.
В соответствии с Постановлением №1090 (23/10-93 г.) “О ПДД” управлять ТС, находясь в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, под воздействием препаратов, замедляющих реакцию, рассеивающих внимание либо будучи усталым и утомленным, запрещено. На выявление этих отклонений в здоровье водителя направлено положение, регламентирующее Порядок и проведение предрейсовых медосмотров: Приказ Минздрава №266н (30/05-23г.) + ряд нормативов о нарушении труда и отдыха подчиненных работников.
Ответственность водителей
Водитель, севший за руль, находясь в состоянии алкогольного опьянения, несет ответственность по ст. 12.8 КоАП РФ. Задача медика, проводящего осмотр перед выходом на линию, не допустить такого сотрудника до управления ТС. Но отсутствует гарантия, что водитель не “употребит” после прохождения процедуры медосмотра. Поэтому говорить о полной изоляции нарушителей закона от управления автомобилем, и появления их на дорогах нельзя.
Существуют недостатки в процедуре выявления лиц, явившихся на предрейсовый осмотр в неподобающем виде. Факт выявления опьянения, тем более наркотического, представляет трудности. Практически не регламентирован по части ответственности водителя. Поэтому данный вопрос обязательно прописывают в договоре при заключении контракта на предоставление услуг ПМО. енным, запрещено. На выявление этих отклонений в здоровье водителя направлено положение, регламентирующее Порядок и проведение предрейсовых медосмотров: Приказ Минздрава РФ № 266н (30/05-23г.) + ряд нормативов о нарушении труда и отдыха подчиненных работников.
Положение о выявлении факта опьянения
При организации предрейсовых и послерейсовых осмотров руководители транспортных компаний должны позаботиться о взыскании и проверке факта выявленного нарушения водителем. Совместно с медперсоналом разработать и регламентировать ряд мер, по дальнейшему пресечению причин отстранения сотрудника от управления ТС. Водители, уличенные в принятии токсических веществ (алкоголя или наркотиков) должны нести ответственность.
- На законодательном уровне, когда факт нарушения выявлен в момент управления ТС.
- Внутренним Приказом (распоряжением) о наказании, если на ПМО.
Водители-нарушители должны вноситься в группу риска, наравне с теми, кто по состоянию здоровья или преклонного возраста (после 55 лет) находятся под более пристальным вниманием медперсонала. Контроль, тест на состояние опьянения, проводится несколько раз в день.
Примечание: административная ответственность наступает при выявлении наличия этилового спирта в литре выдыхаемого воздуха = 0,16 мг или содержания наркотических веществ (ст. 27.12 КоАП РФ).
Положение о предрейсовом медосмотре: определение алкогольного, наркотического опьянения
Критерии определения уровня алкогольного или наркотического опьянения при прохождении пред- (послерейсового) медицинского осмотра на законодательном уровне отсутствует. Медсотрудник имеет право провести анализ мочи, но только с согласия водителя.
Для определения наркотического (токсического) опьянения выдать направление в лабораторию поликлиники. При этом водитель практически не несет ответственности за то, что явился на работу в подобном состоянии, был готов управлять ТС, неся угрозу жизни и здоровью граждан.
Заключение: Вышеизложенные положения свидетельствуют, что предрейсовый (послерейсовый) медосмотр – это важная мера снижения травматизма и смертности в ДТП, вызванных состоянием здоровья сотрудника, управляющего ТС. Учитывая, что автомобиль – это источник повышенной опасности, актуальны разрабатываемые Минздравом положения в соответствии с требованиями Единого порядка медосвидетельствования, введения телемедицинских технологий, предусмотренных Законом РФ №323-ФЗ (21/11-11 г.) об охране здоровья,в о нарушении труда и отдыха подчиненных работников.