Автор экспертной статьи: инженер, специалист по БДД Женкин С.А.
Главный механик – это должность, присваиваемая генеральными директорами организаций или иными вышестоящими лицами. Для получения должности работник должен иметь высшее техническое образование по специальности, иметь опыт в сфере управления различными автотранспортными средствами, обладать соответствующими навыками эксплуатации, ремонта и обслуживания техники и производственных механизмов (как отечественных, так и иностранных), владеть водительскими правами класса B, C, а также водить автомобиль не менее 5 лет на момент присвоения должности.
Главный механик выполняет следующие задачи
- Участвует в организации технического обслуживания, эксплуатации и ремонта транспорта, находящегося на производстве.
- Взаимодействует с иными отделами предприятия (логистическими, грузовыми и прочими) для организации транспортного контроля, распределения нагрузки на технику, контроля над соблюдением норм эксплуатации и технической грамотности.
- Решает организационные и экономические вопросы, связанные с закупкой нового транспорта и дополнительного оборудования, реализацией имеющейся техники.
- Следит за процессом переквалификации, обучения водителей и обслуживающего персонала.
- Осуществляет контроль работы сотрудников, участвует в медицинских осмотрах водителей перед допуском к транспорту.
- Организует и проводит технические инспекции и проверки автотранспортных средств, чтобы обеспечить их соответствие установленным стандартам безопасности и техническому состоянию. Разрабатывает планы профилактического обслуживания и технических осмотров для своевременного выявления и устранения возможных неисправностей.
- Проводит разработку и внедрение новых эффективных методик и технологий в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств с целью повышения производительности и снижения затрат.
- Участвует в разработке бюджета на обслуживание и ремонт техники, контролирует расходы и эффективность использования финансовых ресурсов и предоставляет рекомендации по оптимизации расходов.
- Ведет обзор и анализ статистических данных о работе автотранспортного парка, оценивает производительность и эффективность его использования.
- Обеспечивает соблюдение всех нормативных требований и стандартов в области эксплуатации, технического обслуживания и безопасности автотранспортных средств, а также контролирует соблюдение законодательства в сфере автотранспорта. Контролирует процедуры сертификации автотранспортной техники.
- Способствует развитию системы учета и контроля качества запасных частей, материалов и оборудования, необходимых для обслуживания автотранспортных средств с целью обеспечения бесперебойной работы автопарка.
- Участвует в разработке и внедрении программ по снижению вредного воздействия на окружающую среду со стороны автомобильного транспорта, содействует внедрению экологически чистых технологий и методов работы в области обслуживания и эксплуатации автотранспортных средств.
Обязанности главного механика
Обязанности главного механика учитывают современные требования и принципы работы в автомобильной отрасли, а также подчеркивают важность профессионального развития и совершенствования. Реализация этих обязанностей поможет главному механику стать успешным лидером в области управления автотранспортной техникой и обеспечить эффективное функционирование автопарка предприятия.
Главный механик обязан:
- Изучить и знать все нормативные акты, регламентирующие организацию технической и автотранспортной деятельности предприятия.
- Обладать теоретическими знаниями, необходимыми для работы с автотранспортными средствами, грузоподъемными механизмами, обеспечивать контроль их техобслуживания и эксплуатации.
- Владеть навыками организации труда и производства, в том числе соблюдать сроки выполнения различных работ, предоставления отчетности предприятия, контролировать процесс допуска сотрудников, персонала к деятельности.
- Знать все необходимые правила дорожного движения, организации перевозки грузов, действующие на территории Российской Федерации.
- Иметь знания об особенностях организации ПДД и грузоперевозок на территории других стран (СНГ, Европа).
- Изучить необходимые для работы законодательные акты, постановления, приказы, прочие руководства, действующие на территории РФ и принятые на предприятии.
- Постоянно совершенствовать свои навыки и знания в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, следить за новыми технологиями и методиками работы, применяемыми в отрасли. Это позволит главному механику быть в курсе последних инноваций и эффективно применять их в работе.
- Обеспечивать обучение и профессиональное развитие своего персонала, проводить внутренние семинары, тренинги и мастер-классы, направленные на повышение квалификации сотрудников. Такой подход позволит создать команду высококвалифицированных специалистов и обеспечить эффективное выполнение поставленных задач.
- Анализировать статистику и отчеты по выполнению работ, эффективности использования ресурсов и запланированных мероприятий. На основе полученных данных разрабатывать стратегию развития и совершенствования процессов технического обслуживания, чтобы повысить эффективность работы автопарка.
- Устанавливать и поддерживать эффективные системы контроля и учета запчастей, материалов и оборудования, необходимых для работы автотранспортных средств. Это поможет избежать нештатных ситуаций на предприятии, связанных с нехваткой необходимых ресурсов.
- Поддерживать постоянное взаимодействие с официальными органами по вопросам безопасности на дорогах и соблюдения законодательства в области автотранспорта. Регулярно обновлять информацию об изменениях в законодательстве и вносить необходимые корректировки в рабочие процессы предприятия.
- Разрабатывать и внедрять меры по оптимизации рабочих процессов, снижению издержек на обслуживание и ремонт автотранспортной техники, а также способствовать повышению эффективности работы персонала. Это поможет предприятию сохранить конкурентоспособность и обеспечить стабильное функционирование автопарка.
Что главный механик должен обеспечить
- Контроль организации работы сотрудников, обслуживающего персонала, водителей предприятия, в том числе оценивает уровень их образованности и информированности, участвует в подборе кадров при заключении трудового договора, поддерживает и контролирует здоровье водителей в процессе исполнения обязанностей.
- Ведение учета всех видов транспорта, статистики его перемещения в процессе работы предприятия, выполнение контроля техники, закрепленной за определенными лицами.
- Организацию плановых и экстренных технических осмотров, предоставление транспорта и оборудования в исправном состоянии.
- Заключение договоров с вышестоящими лицами, сотрудниками сторонних организаций по вопросам транспортного обслуживания, осуществления сложного ремонта, закупки расходных материалов, замены запчастей и решение других технических задач, необходимых для поддержания автотранспорта в надлежащем состоянии.
- Проведение консультаций по вопросам замены и обновления автотранспортного парка, реорганизации процесса проведения технического обслуживания, определения дальнейшей политики компании, упорядочивания экономических и практических факторов.
- Проведение мелкого ремонта, выполнение просьб сотрудников, касающихся осмотра транспорта и замены некоторых деталей.
- Контроль качества проведения ТО, проверку соответствующей документации, в том числе финансовых счетов организации и других отчетов.
- Контроль соблюдения водителями ПДД, при необходимости – взаимодействие с органами ГИБДД, участие в разрешении различных вопросов, связанных с ДТП, иными форс-мажорными ситуациями, произошедшими с автотранспортом или сотрудниками организации.
- Организацию и проведение медицинских осмотров сотрудников перед допуском к работе с автотранспортом, контроль над необходимым медицинским освидетельствованием.
- Исполнение соответствующих обязанностей, выполнение отдельных распоряжений руководства компании, соблюдение норм субординации и делового общения.
Права и ответственность главного механика
Права и ответственность главного механика являются важными аспектами его профессиональной деятельности.
Главный механик имеет право:
- Вносить правки (при получении одобрения вышестоящих лиц) и рекомендации в процесс организации исполнения своих трудовых обязанностей, если внесенные корректировки помогут усовершенствовать работу или исправить выявленные недочеты.
- Участвовать в процессе оценки деятельности сотрудников, давать рекомендации по поощрению и дисциплинарным взысканиям работников, вносить правки в отчетности, связанные с работой технического персонала.
- Отстранять от работы водителей, персонал и других работников, задействованных в технической сфере, с последующим отчетом о причинах и обстоятельствах отстранения (грубые нарушения правил техники безопасности, нарушение основ технической грамотности, ненадлежащее состояние здоровья работника и другие причины).
- Планировать и координировать процесс закупки запчастей, материалов и оборудования для технического обслуживания автотранспортных средств. Он может принимать решения о выборе поставщиков, согласовывать условия поставки и цены с учетом бюджета предприятия.
- Принимать участие в разработке технических проектов, планов технического обслуживания и ремонта автотранспорта, а также внедрять новые технологии и методики работы для повышения эффективности процессов.
- . Организовывать обучающие программы и тренинги для персонала по вопросам технического обслуживания и эксплуатации автотранспортной техники, обеспечивая повышение квалификации и профессионального уровня сотрудников.
Главный механик несет следующие виды ответственности
- Материальную. В данную группу ответственности входит распоряжение материальными и денежными средствами, выделенными организацией на исполнение обязанностей главного механика.
- Административную. Ответственность распространяется на соблюдение прав и обязанностей, выполнение поручений, возложенных организацией под подпись сотрудника, а также распоряжение собственными правами, соблюдение внутренних порядков и устоев компании, служебной субординации и других правил.
- Общественную ответственность за обеспечение безопасных условий труда, за соблюдение правил техники безопасности и профилактику травматизма среди персонала, работающего на техническом участке.
- Кадровую ответственность за правильный подбор, обучение, мотивацию и развитие персонала для обеспечения эффективной работы технического отдела. Главный механик несет ответственность за формирование команды профессионалов.
- Юридическую ответственность за соблюдение законодательства в области автотранспорта, за правильное оформление документации по ремонту и обслуживанию техники, за соблюдение трудового законодательства и иных нормативных актов.
Заключение
Главный механик играет ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы автотранспортного парка, эффективной эксплуатации техники и безопасности работы персонала.Тщательное выполнение всех возложенных задач и обязанностей, соблюдение прав и ответственности, а также рациональное использование ресурсов помогут главному механику успешно решать сложные технические задачи, обеспечивать безопасность и надежность работы автотранспорта.
Сохранение высокого уровня технической грамотности, постоянное профессиональное развитие и стремление к совершенству помогут главному механику эффективно управлять техобслуживанием и ремонтом автотехники, способствуя успешной деятельности предприятия и достижению поставленных целей.
Как правильно нужно вести путевую документацию.