Автор экспертной статьи: инженер, специалист по по БДД Женкин С.А.
Правила начисления и оплаты в течение нескольких последних месяцев менялись дважды. 01.08.2023 вступило в силу постановление № 1118. Был повышен размер утилизационного сбора для легковых автомобилей с объемом двигателя от 3,5 тыс. м3 и спецтехники. Постановление № 1547, действующее с 22.09.2023, меняет способ начисления сбора для автомобилей с гибридными двигателями.
Российская история утильсбора
Появление первого проекта датируется 2009 годом. Для утилизации была установлена фиксированная сумма 3 тыс. рублей. Автовладельцу выдавали сертификат, позволяющий получить при покупке новой машины отечественного производства скидку 50 тыс. рублей. Целью законодателя было снижение количества б/у иномарок, не соответствующих экологическим требованиям.
На этапе разработки нового закона в 2012 году планировалось зачислять сборы в федеральный бюджет, использовать для компенсации затрат, связанных с утилизацией. Сначала были утверждены ставки для импорта, в 2014 году для отечественных производителей. На данный момент сборы платят так же покупатели.
От оплаты освобождены:
- владельцы авто с возрастом от 30-и лет;
- сотрудники дипломатических представительств, консульств и члены их семей;
- добровольные переселенцы.
- собственники временно ввезенных автомобилей;
- владельцы авто моложе 3-х лет из таможенной зоны Калининграда;
- собственники восстановленных раритетных моделей старше 30-и лет с оригинальными кузовами, рамами, двигателями;
- лица, купившие авто до 09.2012.
Кто-то называет утильсбор пошлиной таможни, кто-то дополнительным налогом. Нелестное мнение даже у Счетной палаты. В этом ведомстве считают, что основная функция (защита среды) не выполняется. Очевидно, что преобладают регулирующие и фискальные аспекты.
Автоэксперты считают, что утилизация экономически не выгодна. Проще разбирать машины на запчасти и перепродавать. Законная сдача металлолома убыточная из-за необходимости в нейтрализации пластиков, электролитов и смазочных материалов. Утильсбор предназначался для компенсации этих затрат, но средства застряли в бюджете.
Для частных лиц основная ставка 20 тыс. рублей, коэффициент 0,17- 0,26, в денежном выражении 3400-5200 рублей. Постановление № 1118 для этой категории автовладельцев ничего не меняет, если объем двигателя приобретаемого авто не превышает 3 литра. При более высоком параметре коэффициент 48,5-61,76 (возраст до 3-х лет) и 74,25 — 81,19 (возраст от 3-х лет).
Автоэксперты отмечают не слишком приятное дополнительное ограничение. При перепродаже импортного авто в течение года покупатель должен выплатить сбор, рассчитанный с коэффициентом для юридического лица.
Утилизационный сбор для гибридных авто согласно постановлению № 1547
Гибридами называются автомобили с двумя двигателями (электрическим и внутреннего сгорания). Последний при последовательной установке не связывается с колесами, имеет одну (оптимальную) скорость без возможности переключения, вращает генератор, от которого питается электродвигатель. Именно он отвечает за движение автомобиля. При параллельной и смешанной установке ДВС связывается с колесами. Постановление № 1547 снижает размер утильсбора лишь для первого типа, приравнивает к ставкам электромобилей.
При ввозе частным лицом коэффициент 0,178-0,268, для личного использования 0,17-0,26, для юридических лиц 1,635.1-6,15.1. Важный нюанс — ставка снижена для самых дорогих моделей, которые импортируются особенно активно. Основной смысл нововведения — сделать гибриды более выгодными для покупки. Для россиян они привлекательнее электрокаров из-за не слишком развитой инфраструктуры, воспринимаются как переходный вариант.
Дилеры надеются, что после снижения утильсбора на гибриды повысится спрос, появится возможность расширить модельный ряд импорта из Китая. Поднебесная на данный момент является самым крупным поставщиком. Автоэксперты полагают, что доля гибридов значительно увеличится в течение нескольких лет, сниженные ставки будут привлекать частных лиц и владельцев таксопарков.
Как утильбор оплачивается
Порядок определен постановлением Правительства №1291, точного перечня нет, так как необходимо учесть требования законодательства других стран ЕАЭС. Обязательно предоставление ОТТС (если авто не старше 3-х лет) и СБКТС (если старше 3-х лет). Для получения сертификата соответствия может потребоваться техническая экспертиза. На пропускных пунктах требуют так же предоставления ЭПТС. Важно правильно провести расчеты и не допустить ошибок при заполнении заявления. Отметка в ПТС проставляется на таможне после оплаты сбора.
Примеры расчетов
Дилер ввозит авто, в том числе новые гибридные с последовательной установкой двигателей, для продажи. Объем ДВС 2500 см3:
УС=ставка*коэффициент= 20 000*1,63=32 600 рублей (до 22.09.2023 844 800 руб.).
При вывозе такой же машины физическим лицом УС=20 000*0,17= 3400 рублей. По новым правилам при перепродаже размер не меняется.
Возможные проблемы при оплате
Разобраться с оплатой сбора самостоятельно получается не всегда. Форму должен оформить автовладелец, ее можно скачать вместе с образцом. Правильно заполнить сложно, примеры из интернета не помогают. При отсутствии опыта практически невозможно разобраться в кодах платежей.
При оплате реквизиты, указанные на сайте таможенной службы, подходят не в каждой ситуации, требуется подача платежного поручения. Цель устаревшей процедуры — получить бумажную квитанцию.
На каждом пропускном пункте свои требования к пакету документов, установки постановления № 1291 не учитываются. Пройти процедуру с первого и даже второго раза практически невозможно, всегда оказывается, что нужна какая-то дополнительная справка или копия.
Самая большая проблема — определение цели ввоза. Разделить понятия «для собственного использования» и «для коммерческого использования» невозможно, формулировки законов ответов не дают.
Как правильно проводить предрейсовый медицинский осмотр и оформить путевой лист.