Предрейсовый медицинский осмотр водителей дальнобойщиков - Предрейсовые технические осмотры
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00
+7(966)364-80-05 tehosmotrautoru@mail.ru Пн-ВС – с 9:00 до 19:00

Предрейсовый медицинский осмотр водителей дальнобойщиков

Предрейсовый медицинский осмотр водителей дальнобойщиков

Как должны проходить предрейсовый осмотр дальнобойщики или водители, находящиеся в командировке. Вопрос до сих пор вызывает споры. Интерес к правильному трактованию нормативов Минздрава РФ не иссякает. Несмотря на массу ответов юристов и автоспециалистов, что достаточно одного медосмотра, прошедшего перед отправкой в рейс, с этим согласны ни все. Почему тогда сотрудники ГИБДД выписывают штрафы, а инспектора ГИТ – предписания?

 

Кто из них прав. Кто нарушает российское законодательство. Как часто водители-дальнобойщики обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр (далее ПМО), согласно имеющимся нормативно-правовым актам. Скажем сразу, нарушения допускают все, хотя с другой стороны – правы. Поясним, как так получается, и что с этим делать.

 

Правовая база: предрейсовый медицинский осмотр водителей дальнобойщиков

 

  1. Приказ Минздрава (далее ПМЗ) №835н (15/12-14 г.) – Мед. осмотр перед рейсом (сменой).
  2. П-з Минтранса (далее ПМТ) №196-ФЗ ст.ст.20 и 23 (10/12-95 г.) – ПДД.
  3. ТК РФ ст.ст.212; 213; 214.
  4. ПМТ РФ №368 (11/09-20 г.) – Атрибуты путевого листа.
  5. КоАП РФ статьи: 12.31.1/27.10 – Наказание за отсутствие п/л или обязательных реквизитов.
  6. Дистанционный предрейсовый медосмотр допускается в режиме эксперимента: Закон РФ №258-ФЗ (31/07-20 г.).

 

Что не так с нормативами Предрейсового медицинского осмотра водителей

 

Сначала 2021 г. планировали ввести дистанционный медицинский контроль. Часть нормативов подготовили, утвердили на президентском уровне, выпустили обновленные Приказы, даже гильотину применили, но что-то не пошло так, как рассчитывали. Россия – страна парадоксов. Если ранее было только две беды: дураки и дороги, то теперь добавились:

 

  1. Законы, действующие по европейскому соглашению.
  2. Требования к стандартам, которых у нас нет, да и применить их на такой территории проблемно.
  3. Коррективы ВОЗ с COVID-19.
  4. Олигархическая жадность.

 

Все это привело к тому, что нормативы, регулирующие предрейсовый медосмотр водителей, включая дальнобойщиков, действуют согласно телеге, запряженной впереди лошади. Почему бы четко не прописать, что лица, находящиеся в многодневной командировке, предрейсовый медосмотр проходят только перед ее началом? Вопросы по этому поводу отпали бы сами-собой. Но нет, ПМЗ №835н:

 

  • с одной стороны утверждает обязательность ПМО перед рейсом (сменой);
  • с другой – на протяжении всего времени работы водителя.

 

И начались споры. Что считать одним рейсом? Включает ли командировка посменное управление ТС? Как осуществлять медосмотр на протяжении всего периода нахождения на маршруте и пр. Если бы удаленный режим предрейсового (послерейсового) МО уже действовал, тогда ответ был бы однозначным: Ежедневно проверять параметры (наличие этанола; AD; t°) и состояние здоровья сотрудника. В какую бы даль он не забрался, ему доступен медконтроль.

 

Но приказы с расплывчатыми требованиями уже есть, а возможность их воплощения отсутствует. И не только на физическом уровне в виде специального оснащения, но и законодательном. Поэтому получается: с одной стороны штрафы ГИБДД, инспекции по труду правомерны. С другой – нет нормативов, которые однозначно подтверждали их действии.

Каким должно быть оснащение для проведения предрейсового медицинского осмотра водителей-дальнобойщиков

 

Индивидуальные Комплексы, программное обеспечение синхронизации с мобильными устройствами для дистанционного предрейсового медосмотра уже существуют. Есть оборудование, которое можно использовать для оснащения павильонов по всем маршрутам водителей-дальнобойщиков. Чтобы это внедрить повсеместно, государство должно выделить колоссальные средства. Кто их получит, заработав на проекте? Пояснять не нужно. Все встанет на свои места, как только определят очередного олигарха…

 

Разумеется, правильно писать, что все делается ради безопасности на дорогах. Государство заботится о соблюдении трудового режима водителей. Они должны быть под медицинским контролем на протяжении многодневного рейса: больше отдыхать, высыпаться… Но почему-то реальность свидетельствует об ином:

 

  1. Шофер и рад бы отдыхать больше, но где? В кабине автомобиля проводить выходной день?
  2. Требования европейские, а оплата труда российская… Берут в пример страны Европы, которые можно пересечь за сутки. Их бы с тамошними стандартами, да к нам на север.
  3. Предрейсовый медосмотр каждый день? Пожалуйста. Только сначала создайте для этого приемлемые условия, а не законы, чтобы сдирать штрафы.
  4. Если выдвигают столько требований (предрейсовый медицинский, технический осмотр; тахографы, штрафы за перегрузы, платные дороги, аттестация СОУТ и пр.), то сделайте белый бизнес рентабельным, а не теневым, чтобы была действительная забота о водителе, а не грабеж честных тружеников.

 

К сожалению множество нормативов, не отвечающих реальному положению дел, – проблема, которая разрешится не так скоро. Еще ни раз дальнобойщики будут наказаны за отсутствие предрейсового медицинского осмотра, находясь в командировке. Сотрудник ГИБДД, выписывая очередной штраф прав, но так хочется ему сказать: Брат, ты не прав.

 

Как предрейсовый медицинский осмотр водителей-дальнобойщиков проводится.

 

Реальность нормативно-правовой базы, регламентирующей предрейсовый медосмотр, – это медаль, у которой две стороны. Одна – для инспектирующих органов, другая (неадекватная) – для исполнителей требований по перевозке грузов и пассажиров. Дальнобойщики или командированные водители должны соблюдать требования о ПМО каждодневно, а то и несколько раз на дню.

 

Медконтроль осуществляется, согласно Приказу №835н и №386 перед рейсом. Многодневная поездка предполагает смены (работа экипажа). Если водитель один, то после обязательного длительного отдыха, которым завершается смена, он начинает новую с прохождения предсменного медосмотра. Как и где? Это забота работодателя. Нормы дистанционного ПМО еще не вступили в силу, но штрафы за их отсутствие уже есть.

 

Как медицина труда видит исполнение требований по ежедневному предрейсовому медицинскому осмотру водителей-дальнобойщиков.

 

Ответственность за организацию предрейсовых медицинских и технических осмотров возложена на работодателя. Или лицо, обязанное оформлять путевые листы. Действительны они только при условии правильного заполнения всех реквизитов (ПМТ №368).

 

Есть логика в том, что следование из точки А в точку Б и из т. Б в т. А – это уже минимум два рейса, а не один. Если дальнобойщик находится в пути несколько суток, полагается работать посменно в экипаже или простаивать в дороге по нескольку часов, выделяя время на полноценный (согласно нормативам ТК РФ) отдых. Который свидетельствует о конце и начале смены. Получается, работа водителя в длительном рейсе – это посменный труд. А где смены, там и предсменный (послесменный) медицинский контроль.

 

Еще очевиднее необходимость ежедневного предрейсового медосмотра у командировочных. Например, автомобиль вместе с водителем на два месяца приписан к работе в селе. И автовладельцы почему-то решают, что достаточно пройти один ПМО перед выездом из гаража. Абсурд.

 

  1. Во-первых: Это посменная работа (хоть с одним рейсом за день, хоть с 10).
  2. Во-вторых: Разве на этот период водитель заговорен от заболеваний, пьянства, а ТС от поломок?
  3. В-третьих: В селе он не единственный, кто обязан проходить предрейсовый (послерейсовый) как медицинский, так и технический осмотр. Наниматель обязан обеспечить требования безопасности, о чем указывается в заключенном с автопредприятием договоре.
  4. В-четвертых: Путевой лист, если он единственный на всю командировку не будет соответствовать требуемым нормативно-правовым актам. По каким данным будет начисляться зарплата, списываться ГСМ, определяться целевое использование ТС и т.д.

 

Чтобы выполнить требования по ежедневному предрейсовому медосмотру водителя-дальнобойщика, отправленного в рейс, где он работает посменно, работодатель обязан выстроить маршрут, где есть пункты для прохождения ПМО. Мы с этим не совсем согласны, так как, практически это невыполнимо.

 

  1. С медорганизациями должен заранее заключаться договор на оказание услуг. О его потребности в определенном городе (райцентре) работодатель может узнать накануне поездки. Добавьте сюда технический контроль, заезд на СТО, где заключен контракт со специалистом требуемой квалификации.
  2. Водителю, даже если медпункт находится рядом с дорогой (не говоря о его размещении в центре населенного пункта) нужно до него доехать, найти, покружить по городу с грузом. Быть уверенным, что медперсонал на месте, работает круглосуточно и т.п.
  3. Грузоотправитель обязан оплачивать ни только километраж из т. А в п. Б, но и мазохистские блуждания в поисках близких к маршруту медпунктов… комментарии излишни.

 

Ежедневный (предсменный) медосмотр дальнобойщик проходить должен, но не описанным способом, а дистанционным, не выходя из кабины автомобиля. Поэтому штрафуя за отсутствие ПМО, сотрудник ДПС прав, но закона об удаленном медконтроле нет до сих пор. Поэтому требовать его исполнения вышеописанным изуверским способом не правомерно. Это наше мнение. Проще дальнобойщиков обязать выучиться на контроллера-механика и медбрата с правом оказания услуг ПМО.

 

Далее автоюрист по труду говорит об элементарном контроле руководства транспортной организации посредством телефонии (видеокамеры в кабине) и индивидуального алкометра, чтобы проверять дальнобойщиков, находящихся в рейсе. У нас возникает недоумение, ведь:

 

  1. Нужно ни засвидетельствование должностного лица, а отметка медика. Только медицинское заключение является соответствующим законному требованию.
  2. На какие нормативы при этом ссылаться? Кто и где видел правовое подтверждение того, что дальнобойщика обязан контролировать не медспециалист?
  3. А если водителей ни 3-5, а сто, кто, какие должностные лица, будут их проверять на трезвость?

 

Одним словом, бред, да и только. Когда внедрят индивидуальные комплексы для дистанционного прохождения предрейсового медосмотра, или на всех трассах будут стоять павильоны со спецоборудованием для удаленного медконтроля дальнобойщиков, тогда все встанет на свои места. А пока: к сожалению, правы штрафующие. Транспортники в шоке: выполнить требования не могут, но всем должны. Государство и законоиздатели, как всегда, отмалчиваются, находясь в стороне от дел своих рук, вернее, умов. Ярмо на шее перевозчиков – проблема, которая, по-видимому, не касается ни Минтранс, ни Минздрав РФ.

 

Что делать, когда штрафуют за отсутствующий предрейсовый медицинский осмотр водителей-дальнобойщиков

 

Если наемный водитель попадет в ДТП, большую ответственность понесет работодатель. Особенно, если он не обеспечил прохождение предсменного (каждодневного) технического, медосмотра, соблюдения режима труда и отдыха. Каким способом он обязан это обеспечить, никого не интересует.

 

В случае ИП, самостоятельно управляющего автотранспортом, как административное, так и уголовное наказание сделают немалую брешь в его бюджете. Не говоря о самом страшном: аварий со смертельным исходом. Понятно, тут любой водитель ответит по всей строгости закона.

 

Когда проверяют путевой лист без ДТП, могут ни только выписать штраф, но забрать ТС на штрафстоянку. Согласно ПМТ №368 при отсутствии отметок медика и контролера-механика о предрейсовом прохождении осмотра, поездка  считается, как езда без путевки. Осуществление грузоперевозок (совершение рейсов, эксплуатация ТС) без п/л, неправильном оформлении (без обязательных реквизитов) запрещены. В этом случае, если другой вины нет, дальнобойщику нужно:

 

  1. В протокол об административном правонарушении внести запись, что с обвинением не согласен.
  2. Сразу проверить на каком основании (какие статьи вменяют) предъявлено админнарушение, соответствует ли оно ситуации.
  3. Предупредите инспектора ГИБДД, что будете подавать жалобу на незаконные действия в суд.
  4. Заручитесь, если возможно, показаниями свидетелей, видеосъемкой, что находитесь в местности, где до ближайшего пункта прохождения предрейсового и технического осмотра значительное расстояние.
  5. Сообщите сотруднику полиции, что направляетесь на осмотр после положенного отдыха…

 

Конечно, лучший вариант – использовать индивидуальный комплекс (телеметрический модуль) для обеспечения удаленного медицинского осмотра. Хотя законы о дистанционной форме медицинского контроля водителей-дальнобойщиков еще не вступили в силу, это ни сегодня-завтра случится. Судя по судебной практике, ДПМО не является противозаконным, если соблюдается необходимое сопутствующее документальное оформление: договора, КЭЦП, журналы и прочее.

 

 

Остались вопросы?

Задайте их сейчас, позвонив по телефону +7(966)364-80-05

Напишите нам

ООО «Предрейсовые технические осмотры».
Предрейсовые техническиеские осмотры, медицинские осмотры-путевая документация под ключ.

г. Москва, ул. Автозаводская д.23, корпус 7
Пн-Вc – с 9:00 до 19:00
Style switcher Reset
Body styles
Custom Color
Main color
Accent color
Background image
Patterns